Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 23.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-9567/2017

Требование: О признании права на завершение оформления прав на земельный участок в порядке наследования.

Разделы:
Понятие и основные категории наследственного права; Наследственное право
Обстоятельства: Погиб супруг истицы, который при жизни получил разрешение на подготовку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Истица ссылается на то, что в выдаче свидетельства о праве на завершение оформления прав на земельный участок ей было незаконно отказано нотариусом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N 33-9567/17


Председательствующий судья первой инстанции Захарова Т.Л.
Судья-докладчик Кирюхина М.А.

23 ноября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А.,
судей Адаменко Е.Г., Корсаковой Ю.М.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску А.М.И. к Администрации города Алушта, третье лицо - нотариус Алуштинского нотариального округа С., о признании права на завершение оформления прав на земельный участок в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушта на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2017 года,

установила:

В декабре 2016 года представитель А.М.И. - В. по доверенности обратился в суд с иском к Администрации города Алушта, третье лицо - нотариус Алуштинского нотариального округа С., о признании права на завершение оформления прав на земельный участок в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж - ФИО2, который при жизни получил разрешение на подготовку проекта землеустройства по отводу земельного участка на основании решения N Алуштинского городского совета 55 сессии 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ. В 2011 году государственным предприятием "Центр государственного земельного кадастра" был подготовлен проект землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка площадью 0,01 га, расположенного по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, разрешенное использование: малоэтажная застройка, кадастровый N, согласно паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В выдачи свидетельства о праве на завершение оформления прав на земельный участок нотариусом ей было отказано.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2017 года исковые требования А.М.И. удовлетворены. За А.М.И. признано право на дооформление права собственности на земельный участок, площадью 0,01 га по <адрес> в <адрес> Республики ФИО4, кадастровый N, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрацией <адрес> Республики ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не учел тот факт, что право на завершение процедуры оформления права имеет субъективный характер и принадлежало умершему А.Э. и наследованию не подлежало.
Заслушав судью-докладчика, пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что право А.Э., который умер ДД.ММ.ГГГГ, на завершение оформления земельного участка площадью 0,01 га, расположенного по адресу: Республика ФИО4, <адрес> перешло к его наследникам - истице по делу, что стало основанием для удовлетворения иска.
С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением 55 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО2 разрешено разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,01 га, по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального гаража, за счет земель ранее предоставленных для ведения огородничества.
Решением 9 сессии 6 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N - в п. 1 решения N от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения следующим предложением - "... Отнести данный земельный участок к категории земель жилой и общественной застройки".
По заказу ФИО2 Государственным предприятием "Центр государственного земельного участка кадастра" составлен проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность ФИО2 для строительства индивидуального гаража по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га. ФИО2 получено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта отвода земельного участка общей площадью 0,01 га по <адрес> в <адрес> для строительства и обслуживания индивидуального гаража.
На земельный участок составлен кадастровый паспорт ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку площадью 100+/-4 кв. м, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый N.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент принятия решения 55 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N о разрешении ФИО2 разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами.
Согласно положений данной статьи граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного сельского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочии, определенными статьей 122 этого Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желательное место расположение земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, который находится в пользование иных лиц) и документы, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики ФИО4. Верховному Совету Автономной Республики ФИО4, Совету министров Автономной Республики ФИО4, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Проект землеустройства об отводе земельного участка разрабатывается гражданами субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству в соответствии с законом, в сроки, которые определяются соглашением сторон.
Проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186.1 этого Кодекса.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в соответствии с полномочиями, определенными статьей 22 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отведению земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно с законом - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.
Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжалованы в суде.
В случае отказа органам исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопроса разрешаются в судебном порядке (статья 118).
Частями 1, 2 статьи 186.1 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного, - до исполнительного органа городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, - до органа исполнительной власти Автономной Республики ФИО4 по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.
При жизни согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка в компетентный орган для его утверждения ФИО2 не передал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
Истец А.М.И. является супругой умершего ФИО2, что подтверждено документально, и соответственно наследницей первой очереди в силу ст. 1142 ГК РФ.
Нотариусом Нотариальной палаты Республики Крым Алуштинского городского нотариального округа С., по заявлениям А.М.И., А.М.Э., заведено наследственное дело N после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ Согласно копии наследственного дела в наследственную массу вошло недвижимое имущество - жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя исковые требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что процедура оформления земельного участка была начата ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ, и не была закончена ввиду объективных причини, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии у истицы как наследницы первой очереди в порядке наследования после смерти ФИО2 права на завершение оформления в собственность земельного участка, в отношении которого принято решение Алуштинского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ (с последующим изменением в него). Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики ФИО4 и <адрес>, Республики ФИО4 и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики ФИО4, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики ФИО4 и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики ФИО4 установлены Законом Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО4" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО4 или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (далее - разрешение на разработку документации).
В данном случае таким документом является решение 55 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N о даче разрешения ФИО2 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,01 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального гаража, за счет земель ранее предоставленных для ведения огородничества.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО2 при жизни возникло право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, которое является личным неимущественным правом и не может быть унаследовано.
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО4 - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО4; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При жизни ФИО2 право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставление земельного участка в соответствии с требованиями, которые установлены пунктами 5 - 7 Порядка не реализовал.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Право на подачу в уполномоченный орган в соответствии с Порядком заявления о предоставлении земельного участка, являлось личным неимущественным правом ФИО2, неразрывно связанным с его личностью, носит исключительно субъективный характер, при жизни наследодателем не было реализовано, в связи с чем это право не подлежало включению в состав наследственного имущества, и, соответственно, не могло перейти в порядке наследования к истице.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия,

определила:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска А.М.И. к Администрации города Алушта, третье лицо - нотариус Алуштинского нотариального округа С., о признании права на завершение оформления прав на земельный участок в порядке наследования - отказать.
Председательствующий
М.А.КИРЮХИНА

Судьи
Е.Г.АДАМЕНКО
Ю.М.КОРСАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)