Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 09АП-36322/2017 ПО ДЕЛУ N А40-6671/17

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 09АП-36322/2017

Дело N А40-6671/17

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: Поташовой Ж.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-6671/17(17-59) судьи Поляковой А.Б.
по заявлению ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 19)
к ТУ Росимущества в городе Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
- от заявителя: Ищенко А.В. по дов. от 09.11.2016;
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, ФСС, Фонд) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ответчик, ТУ Росимущества в г. Москве, административный орган) от 16.11.2016 N И22-02/18972.
Решением суда от 31.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 156, 268 АПК РФ в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда о социального страхования РФ является исполнительным органом Фонда социального страхования РФ, осуществляющее сбор страховых взносов на территории г. Москвы, действует на основании Положения "О Государственном учреждении - Московском региональном отделении Фонда социального страхования РФ", утвержденного Приказом Фонда социального страхования РФ от 02.07.2003 N 135.
Вследствие несчастного случая на производстве в ОАО "Московская Ситценабивная фабрика" повреждено здоровье Мальцевой П.Т., о чем был составлен акт расследования несчастного случая на производстве.
По заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии от 29.10.1993 г., Мальцевой Прасковье Тимофеевне установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности.
ГУ - МРО ФСС РФ (Филиал N 19) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ на основании переданного ОАО "Московская Ситценабивная фабрика" личного дела пострадавшей, Мальцевой П.Т. были назначены ежемесячные страховые выплаты. Ежемесячные страховые выплаты индексировались.
Ежемесячные страховые выплаты производились до июня 2013 г. включительно в размере 2827 (две тысячи восемьсот двадцать семь) рублей 92 копейки, и перечислялись на лицевой счет N 40817810538182309122 в ДО 9038/1591 Московского Банка ОАО Сбербанка г. Москвы.
В связи с получением документально подтвержденной информации о смерти получателя, на основании приказа Филиала N 19 МРО ФСС РФ 372В от 12.09.2013 г. страховые выплаты с 01.07.13 г. были прекращены.
Исходя из того, что смерть Мальцевой П.Т. наступила 18.05.2013 года, а ежемесячные страховые выплаты были прекращены лишь в июле 2013 года, ГУ-МРО ФСС РФ была излишне перечислена на счет Мальцевой П.Т. выплата за июнь 2013 в размере 2827 (две тысячи восемьсот двадцать семь) рублей 92 копейки.
Согласно ответу Московской городской нотариальной палаты наследственное дело по умершей Мальцевой Прасковье Тимофеевне не открывалось.
Филиалом N 19 сделан запрос от 09.12.2015 N 05-12/05/17946 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве о вступлении в наследство по выморочному имуществу умершей Мальцевой П.Т.
Решением от 16.11.2016 N И22-02/18972 ТУ ФАУГИ отказал филиалу N 19 отделения во вступлении в наследство по делу Мальцевой П.Т.
Посчитав указанное решение ТУ Росимущества в городе Москве не соответствующим действующему законодательству РФ и нарушающим права и законные интересы Фонда, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Статьей 383 ГК РФ установлено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
В ст. 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Частью 1 статьи 1114 ГК РФ предусмотрено, что днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
При этом пунктом 5 статьи 13 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
В пункте 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации указано, что Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
По смыслу названных положений закона вышеуказанные ежемесячные страховые выплаты являются собственностью Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В части 1 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
При этом для приобретения выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ) принятие наследства не требуется.
В рассматриваемом случае излишне перечисленные Фондом социального страхования Российской Федерации страховые выплаты при отсутствии наследников входят в наследственное имущество в соответствии со статьей 1151 ГК РФ и становятся выморочным имуществом, и переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Частью 3 статьи 1151 ГК РФ установлено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Такой закон до настоящего времени не принят.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза Советских Социалистических Республик (деле - СССР), действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей 4 Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Учитывая отсутствие специального законоположения о принятии в собственность Российской Федерации выморочного имущества и до признания Постановления Совета Министров СССР N 683 от 29 июня 1984 г. недействующим на территории Российской Федерации, следует применять положения Инструкции.
Указанный вывод суда соответствует письму Министерства финансов Российской Федерации N 08-01-02/6-27 от 21.06.2006 г. Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. N 683 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов" утверждено Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов (далее - Положение).
Пунктом 1 данного Положения предусмотрено, что настоящее Положение распространяется на имущество, перешедшее в установленном порядке по праву наследования к государству.
В пункте 3 Положения определено, что учет, принятие мер по охране и оценке имущества, указанного в пункте 1 названного Положения, возлагаются на налоговые органы.
Вместе с тем пунктом 4 Положения оговорено, что оценка конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой передается это имущество для реализации или использования, в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом.
Оцениваются принятые на учет налоговыми органами: валютные ценности, а также имущество, не перечисленное в настоящем пункте, - в порядке, установленном Министерством финансов СССР в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается подпунктом "ж" пункта 5 вышеназванного Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов.
В подпункте "е" пункта 6 вышеуказанного Положения установлено, что реализация имущества, указанного в пункте 1 настоящего Положения, производится налоговыми органами с соблюдением следующего порядка - денежные суммы в советской и иностранной валютах, платежные документы и фондовые ценности в иностранной валюте, банковские платежные документы в рублях, приобретаемые за иностранную валюту, с правом обращения их в такую валюту, сдаются в учреждения Госбанка СССР для зачисления в доход государства.
Приказом Министерства финансов СССР N 185 от 19.12.1984 г. утверждена Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов.
В настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 возложены на Росимущество.
В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации N 340 от 31.12.1991 г. закреплена за налоговыми органами.
Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество.
При этом, учитывая то обстоятельство, что указанное Положение Совета Министров СССР "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (в редакции Постановлений Совета Министров СССР N 520 от 29.06.1989 г., N 699 от 14.07.1990 г., N 884 от 03.09.1990 г., N 1324 от 21.12.1990 г., N 5 518 от 25.07.1991 г.) продолжает действовать и в нем есть ссылка (п. 3) о возложении обязанности по учету такого имущества налоговыми органами, с учетом Указа Президента Российской Федерации N 340 от 31.12.1991 г., следует вывод, что именно на налоговых органах лежит обязанность по обращению к нотариусу от имени Российской Федерации за выдачей свидетельства о праве собственности Российской Федерации на выморочное имущество.
При этом после получения такого свидетельства, с целью надлежащего учета этого имущества, налоговым органам следует передавать документы на выморочное имущество в специально созданный государственный орган по вопросам ведения государственным имуществом - Росимущество.
Письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ШС-6-3/892 от 04.12.2008 г. также указано, что принятие в установленном порядке выморочного имущества постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 возложено на Росимущество.
Таким образом, с учетом ведомственного разделения компетенций и территориальной обособленности структурных подразделений налоговых органов именно заинтересованное лицо должно было обратиться с заявлением к нотариусу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение ТУ Росимущества в городе Москве, оформленное письмом от 16.11.2016 N И22-02/18972, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, так как основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-6671/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА

Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)