Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5829/2017

Требование: О признании права на завершение оформления права на земельный участок в порядке наследования по закону.

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право
Обстоятельства: Наследник ссылается на то, что он не может оформить наследственное имущество ввиду отсутствия правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, свидетельствующих о наличии у наследодателя права на указанный земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N 33-5829/2017


председательствующий судья суда первой инстанции Томащак А.С.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Панина П.Е.

20 июля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Паниной П.Е.
судей Егоровой Е.С.
Онищенко Т.С.
при секретаре Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе О.А.Р. на решение Симферопольского районного Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску О.А.Р. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права на завершение оформления права на земельный участок в порядке наследования по закону.
Заслушав доклад судьи Паниной П.Е. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ О.А.Р. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, обосновав его тем, что при жизни О.А.Д. распоряжением Симферопольский районной администрации в АР Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> для ведения индивидуального садоводства, расположенного в районе <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ А.Д. умерла, не успев завершить процесс оформления земли. О.А.Р. является наследником по закону после смерти А.Д., однако О.А.Р. не может оформить наследственное имущество ввиду отсутствия правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, свидетельствующих о наличии у наследодателя права на указанный земельный участок.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований О.А.Р. отказано.
В апелляционной жалобе О.А.Р., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает на то, что поскольку А.Д. начала процедуру приватизации земельного участка, то он как наследник после смерти последней имеет право обратиться с иском о признании соответствующего права в порядке наследования.
О.А.Р. и его представитель Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили удовлетворить апелляционную жалобу по ее доводам.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Ш. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Симферопольской районной администрации в АР Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ А.Д. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью до <данные изъяты> га для ведения индивидуального садоводства, расположенного в районе <адрес>, <адрес> <адрес>; на А.Д. возложена обязанность предоставить проект землеустройства на утверждение Симферопольской райгосадминистрации; указано, что распоряжение действительно в течение года с момента его издания (л.д. 6).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р п. 4 распоряжения Симферопольской районной администрации в АР Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ об установлении срока действия распоряжения признан утратившим силу.
ДД.ММ.ГГГГ г. А.Д. умерла (л.д. 7).
Ко дню ее смерти проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность не изготовлен, органом местного самоуправления не утвержден, земельный участок в собственность ФИО8 не передан.
Согласно письму нотариуса <адрес> нотариального округа В. от ДД.ММ.ГГГГ О.А.Р. является единственным наследником после смерти А.Д. (л.д. 9).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований О.А.Р., суд первой инстанции исходил из того, что при жизни А.Д. проект по землеустройству в установленном законом порядке утвержден не был, право собственности у последней не возникло, пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют основания для признания права на завершение оформления права на земельный участок в порядке наследования по закону.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
18.03.2014 г. Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21.03.2014 г. Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно ст. 12 Закона N 6-ФКЗ, на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В данном случае таким документом является распоряжение Симферопольской районной администрации в АР Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении А.Д. разработки проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> га для ведения индивидуального садоводства, расположенного в районе <адрес>, <адрес> <адрес>.
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 13 Закона от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК предусмотрены правовые основания завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 г. и действовавших на эту дату.
Из анализа положений Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК и разработанного для реализации его положений Порядка, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N 313, следует, что правовые основания завершения оформления права на земельные участки установлены в отношении тех лиц, которым до принятия Федерального конституционного закона решениями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти было дано разрешение на разработку документации по землеустройству и действовавших на 21.03.2014 г.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у А.Д. при жизни возникло право на получение земельного участка, расположенного в районе <адрес> <адрес>, однако возможность наследования данного права действующим законодательством не предусмотрена, поскольку гарантированное законодательством Украины право на приватизацию земельного участка являлось личным правом гражданина и наследованию не подлежало как по состоянию на 2012 год, на момент издания распоряжения Симферопольской районной администрации в АР Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент открытия наследства - ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни А.Д. проект землеустройства на спорный земельный участок органом местного самоуправления утвержден не был, решение о передаче в собственность земельного участка органом местного самоуправления не принималось, право собственности в едином государственном реестре прав собственности и сделок с ними не зарегистрировано.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, постановив законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу О.А.Р. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)