Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-12687/2017

Требование: Об оспаривании отказа во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, обязании внести сведения.

Разделы:
Принятие наследства; Наследственное право
Обстоятельства: Наследники указали, что в порядке наследования стали собственниками бревенчатого дома, расположенного на земельном участке, регистратор отказал во внесении сведений в кадастр о ранее учтенном земельном участке со ссылкой на то, что свидетельства о праве на наследство не являются основаниями для внесения спорных сведений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2017 г. по делу N 33а-12687/2017


Судья Дряхлова Ю.А.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кормильцевой И.И.,
судей Белеванцевой О.А., Шабалдиной Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш., К.Г. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административных истцов Ш., К.Г. на решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 14 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административных ответчиков С., действующей на основании доверенностей <...> от 30 января 2017 года, <...> от 25 января 2017 года, судебная коллегия

установила:

административные истцы Ш. и К.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области (далее по тексту ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, а также о возложении обязанности в срок не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, земельном участке, площадью 1500 кв. м, расположенном по адресу: Свердловская область, Невьянский район, <...>.
В обоснование административного иска указано, что административные истцы в порядке наследования являются собственниками бревенчатого дома, размером 6x8 кв. м, расположенного на земельном участке, площадью 1500 кв. м, по адресу: Свердловская область, Невьянский район, <...> что подтверждается свидетельством о праве на наследство. 06 сентября 2016 года Ш., К.Г., в лице представителя К.А., обратились в ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по указанному выше адресу, приложив свидетельство о праве на наследство по завещанию от 03 марта 1975 года N, свидетельство о праве на наследство по закону от 03 марта 1975 года. Решением ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области от 14 сентября 2016 года отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости со ссылкой на часть 17 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции действующей в спорный период), по причине того, что свидетельства о праве на наследство не являются основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости - земельного участка. Не согласившись с таким решением, административные истцы обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая требования тем, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает их право на оформление в собственность указанного земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 14 апреля 2017 года административное исковое заявление Ш., К.Г. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административные истцы Ш., К.Г. подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Повторяя доводы административного искового заявления, административные истцы в апелляционной жалобе настаивают на том, что свидетельства о праве на наследство являются правоустанавливающими документами, подтверждающими право административных истцов на спорный земельный участок, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также положений части 7 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ), являются основанием для внесения сведений о спорном земельном участке как о ранее учтенном.
Представитель административных ответчиков С. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указала, что решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Административные истцы Ш., К.Г. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены посредством почтовой связи 04 июля 2017 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 06 сентября 2016 года К.А., действуя в интересах Ш., К.Г., обратился в ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: Свердловская область, Невьянский район, <...>, приложив свидетельство о праве на наследство по завещанию от 03 марта 1975 года N, свидетельство о праве на наследство по закону от 03 марта 1975 года.
Решением ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области от 14 сентября 2016 года N 66/16-75073 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости со ссылкой на часть 17 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по причине того, что в представленных документах отсутствуют основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как ранее учтенном земельном участке. Представленные документы: заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 06 сентября 2016 года, свидетельство о праве на наследство по закону от 03 марта 1975 года, свидетельство о праве на наследство по завещанию от 03 марта 1975 года, не являются основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Невьянский район, <...>.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Ш. и К.Г., и признавая законным решение ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области, исходил из того, что для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, однако, таких документов административными истцами представлено не было, представленные на регистрацию свидетельства о праве на наследство к таким документам не относятся, поскольку спорный земельный участок не являлся объектом наследования. Также указал на то, что административными истцами не представлено доказательств, что именно они обращались в ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого решения ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области, поскольку они являются правильными, основанными на нормах действующего в спорный период законодательства.
Вместе с тем, с доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в спорный период регулировались Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
В силу положений части 1 статьи 45 данного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Пункт 2 части 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) предусматривал, что в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено данным законом, в срок, предусмотренный статьей 17 этого же закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании документа (копии документа), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту Закон N 122-ФЗ) к таким документам относятся:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Кроме того, в силу пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 18 статьи 45 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года).
В нарушение вышеуказанных положений закона, административными истцами документов, содержащих решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, выписки из похозяйственной книги, а также иных правоустанавливающих документов, не представлено.
Оценивая доводы административных истцов о том, что свидетельства о праве на наследство являются документами, которые в силу пункта 2 статьи 25.2 Закона N 122-ФЗ подтверждают право собственности на земельный участок и являются основанием для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.
Данные доводы административных истцов были предметом оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административных истцов и пришел к правильному выводу, что представленные на регистрацию документы не могут служить основанием для внесения сведений об объекте недвижимости в соответствии со статьей 45 Закона N 221-ФЗ.
При этом, судебная коллегия отмечает, что согласно справке, выданной Аятским сельским Советом народных депутатов от 04 февраля 1993 года, Ш. является владельцем только жилого дома, расположенного в <...>, при этом сведений о предоставлении земельного участка, на котором находится указанный дом, справка не содержит.
Ссылки административных истцов, что в день открытия наследства земли в собственность граждан не передавались, в связи с чем у них не имеется правоустанавливающих документов на земельный участок, судебной коллегией отклоняются.
Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 года N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР" с 1955 года вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользовании.
С учетом изложенного, при отсутствии у административных истцов документов, устанавливающих или удостоверяющих право на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Невьянский район, <...>, при одновременном отсутствии данных о том, что ранее был осуществлен государственный учет спорного земельного участка или государственная регистрация прав на него, оснований у административного ответчика для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - земельном участке, не имелось.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение административного ответчика является законным и отмене не подлежит.
Судебной коллегией нарушений прав административных истцов не установлено. Указание в решении суда на то, что административными истцами не представлено доказательств обращения в ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Свердловской области, не влияет на законность и не влечет отмену по существу правильного решения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемых к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия со сделанной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия, проанализировав приведенные правовые нормы, фактические обстоятельства дела, полагает, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 14 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Ш., К.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА

Судьи
О.А.БЕЛЕВАНЦЕВА
Н.В.ШАБАЛДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)