Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-164/2015, 33-7086/2014

Требование: О признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Разделы:
Наследование по завещанию; Наследственное право
Обстоятельства: Спорные земельные доли не используются по назначению более трех лет подряд ввиду смерти их собственников, а значит, являются невостребованными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N 33-164/2015, 33-7086/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Хамитовой С.В.
судей
при секретаре
Косиловой Е.И. и Плосковой И.В.
М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от <.......>, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на невостребованные земельные доли умерших лиц: П.А., П.А., Р., С.Е., С.А.К. общей площадью <.......> баллогектаров сельскохозяйственных угодий на земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный на территории <.......>".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Косиловой Е.И., объяснения представителя ответчика Управления Росимущества Тюменской области - С.М., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Администрация Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению госимуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества по Тюменской области или ответчик) о признании права муниципальной собственности Аромашевского сельского поселения на невостребованные земельные доли умерших граждан - П.А., П.А., Р., С.Е., С.А.К..
Исковые требования мотивированы тем, что указанным лицам были выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли с оценкой 476 баллогектаров каждая, в праве общей долевой собственности граждан на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения бывшего СПК "Аромашевский" на территории Аромашевского сельского поселения. Право собственности указанных умерших лиц на земельные доли не зарегистрированы. Другие родственники перечисленных умерших лиц истцу не известны. Указанные земельные доли не используются по назначению более трех лет подряд, а значит, являются невостребованные их собственниками. Администрацией Аромашевского сельского поселения, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", был составлен список невостребованных земельных долей и определен день проведения общего собрания участников долевой собственности. Список и сообщение о собрании опубликовано в газете "Слава труду" в номере 47-48 от <.......>, а также размещен на информационных щитах, расположенных на территории Аромашевского сельского поселения. Возражений от наследников указанных лиц в установленный срок, не поступило, общее собрание собственников земельных долей, назначенное на <.......>, не состоялось. Список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, был утвержден, в который также были включены земельные доли собственников, которых умерли и наследники которых отсутствуют. Истец просит признать право муниципальной собственности Аромашевского сельского поселения на невостребованные земельные доли указанных умерших лиц.
Представитель истца администрации Аромашевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие истца (л.д. 142).
Представитель ответчика ТУ Росимущества по управлению государственным имуществом в Тюменской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения относительно исковых требований, согласно которым исковые требования не признал.
Привлеченные к участию в деле соответчиков С.А.В., С.В. и С.З. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, о согласии с исковыми требованиями (л.д. 141, 143, 145).
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Голышмановский отдел Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, действующее в лице руководителя С.А.Н. просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
По утверждению заявителя жалобы, судом при вынесении решения неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. С.А.Н. указывает на то, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку таковыми ответчиками, в силу действующего законодательства, должны быть собственники востребованных земельных долей, а также наследники владельцев невостребованных земельных долей.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорные невостребованные земельные доли являются выморочным имуществом, в связи с чем, данное имущество должно поступить в собственность Российской Федерации, а не в собственность администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные доли являются невостребованными, поскольку их собственники при жизни не распорядились данным имуществом и не зарегистрировали на него право собственности в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Также не воспользовались правом на оформление земельных долей и наследники умерших С.А.К. - С.В., С.Е. - С.А.В., П.А. - С.З., привлеченные судом к участию в деле в качестве соответчиков, а потому суд, основываясь на фактических обстоятельствах дела - проведенной органом местного самоуправления процедуры признания земельных долей невостребованными и положениях ст. 12.1 Федерального закона от <.......> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пришел к выводу, что истец, являясь муниципальным органом, вправе требовать признания права собственности Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области на вышеуказанные невостребованные земельные доли.
Данные выводы суда являются правильными, поскольку они мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, требованиях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для признания их неправильными, у судебной коллегии не имеется. В силу п. 8 ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007 г. N 281-ФЗ).
С <.......> действует новая редакция п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает, в том числе, выморочное имущество в виде земельных долей, надлежащим ответчиком в отношении данных долей, наследники которых отсутствуют, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
Кроме того, судебная коллегия считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает, при этом указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области какая-либо обязанность не возложена.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность администрации Аромашевского сельского поселения Аромашевского муниципального района Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные ссылки внимания судебной коллегии не заслуживают.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиками по данному иску в отношении земельных долей, наследники которых отсутствуют, должны являться все собственники востребованных земельных долей, судебная коллегия полагает ошибочным, и не влекущим отмену постановленного судом решения, поскольку указанным иском муниципального органа права собственников востребованных земельных долей, не нарушаются.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, предусмотренных действующим законодательством, влекущих отмену постановленного судом решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)