Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2740/2014

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N 33-2740/2014


Судья: Согрина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Нюксенского районного суда Вологодской области от 21.04.2014, которым в удовлетворении искового заявления П. о выплате компенсации за конфискованное имущество отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Нюксенского муниципального района о выплате компенсации за конфискованное имущество.
В обоснование требований указала, что является внучкой А.Л., <ДАТА> года рождения, уроженца <адрес>, проживавшего в селе <адрес>, репрессированного и раскулаченного в <ДАТА> местными органами власти по политическим мотивам и высланного в административном порядке с семьей на спецпоселение в <адрес>. Ее дед (А.Л.) реабилитирован посмертно <ДАТА>, мать - <ДАТА>. Мать и дед компенсации за конфискованное имущество не получали. На протяжении 10 лет, она, обращаясь в различные инстанции, получает отказ в выплате компенсации за изъятое имущество деда, поскольку не является наследником первой очереди. <ДАТА> Управление социальной защиты населения Нюксенского муниципального района также отказало ей в выплате компенсации, разъяснив, что с указанным заявлением необходимо обратиться по месту нахождения имущества на момент применения репрессии. Полагает, что по причине бюрократической волокиты пропустила срок для обращения за компенсацией.
Просила суд обязать Управление социальной защиты населения выплатить ей компенсацию в размере 100 МРОТ за имущество с жилым домом согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Нюксенского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социальной защиты населения Вологодской области.
Истец П. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Нюксенского муниципального района по доверенности К. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для выплаты денежной компенсации, поскольку П. не является наследником первой очереди. Пояснила, что выплата указанной компенсации производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации имущества на момент применения репрессий.
Представители ответчика администрации Нюксенского муниципального района, третьего лица Департамента социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В представленном суду отзыве администрация Нюксенского муниципального района указала на законность действий органа местного самоуправления, поскольку на все обращения истцу даны ответы с разъяснениями требований законодательства и оснований отказа в удовлетворении требований о выплате денежной компенсации.
В представленном суду отзыве Департамент социальной защиты населения Вологодской области возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что истец не относится к лицам, имеющим право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти. Указал, что законодательство Российской Федерации не предусматривает право на возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за имущество, конфискованное за ее пределами. Внуки реабилитированных к числу лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодательством не отнесены, поскольку не являются наследниками по закону первой очереди. Ответы органов местного самоуправления на обращения П. носят информационный характер, ее прав не нарушают.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе П., ссылаясь на прежние доводы, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом указывает на необоснованное неприменение судом норм Гражданского кодекса Российской Федерации о наследовании по закону.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент социальной защиты населения Вологодской области и Управление социальной защиты населения Нюксенского муниципального района просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что П. (в девичестве О.) является дочерью О.Э. (в девичестве А.), которая приходится дочерью А.Л.
Согласно справке о реабилитации N ... от <ДАТА>, выданной Управлением внутренних дел Вологодской области, А.Л., <ДАТА> года рождения, уроженец <адрес>, проживавший в селе <адрес>, в <ДАТА> был репрессирован местными органами власти по политическим мотивам, в административном порядке выслан с семьей на спецпоселение в <адрес>, где до <ДАТА> находился под надзором органов внутренних дел. На основании пункта "в" статьи 3 и статьи 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" А.Л. реабилитирован (л.д. 15).
О.Э., <ДАТА> года рождения, уроженка села <адрес>, проживавшая по месту рождения, в <ДАТА> по решению ... РИКа была репрессирована по политическим мотивам, в административном порядке в составе семьи раскулаченных выслана на спецпоселение в <адрес>, где состояла на спецучете органов внутренних дел. На основании пункта "в" статьи 3 и статьи 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" О.Э. реабилитирована <ДАТА> (справка о реабилитации N ... от <ДАТА>) (л.д. 14).
П., <ДАТА> года рождения, уроженка села <адрес>, в <ДАТА> году репрессирована органами НКВД СССР по политическим мотивам, родилась и находилась на спецпоселении вместе с матерью. На основании пункта "в" статьи 3 и статьи 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" П. реабилитирована (справка о реабилитации N ... от <ДАТА>) (л.д. 13).
Факт раскулачивания и выселения А.Л. из села <адрес> в <ДАТА> на Север подтверждается его характеристикой, составленной председателем ... сельсовета в <ДАТА> (л.д. 17).
Из объяснений истца судом установлено, что А.Л. был расстрелян в <ДАТА> в <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти N ..., выданному Нюксенским территориальным отделом ЗАГС Управления ЗАГС <адрес> <ДАТА>, О.Э. умерла <ДАТА> (л.д. 12).
Письмом Управления социальной защиты населения администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области от <ДАТА> N ... П. отказано в удовлетворении заявления о выплате денежной компенсации за конфискованное имущество ее деда, реабилитированного посмертно (л.д. 26).
Согласно части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации) реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом Законом о реабилитации и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, возмещения его стоимости либо выплаты денежных компенсаций регулируется статьей 16.1 Закона о реабилитации, а также Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994, с изменениями от 09.10.1995 (далее - Положение).
В соответствии с частью 8 статьи 16.1 Закона о реабилитации, пунктом 2 указанного выше Положения в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.
По утверждению заявителя П. она, являясь внучкой умершего в <ДАТА> А.Л., имеет право наследовать после него по праву представления за умершую в <ДАТА> его дочь - О.Э., являвшуюся наследником А.Л. первой очереди по закону.
Такое утверждение, по мнению судебной коллегии, основано на неправильном толковании норм материального права.
Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.1998 N ГКПИ98-358 по заявлению И. об оспаривании абзаца третьего пункта 2 Положения констатировано, что Законом о реабилитации регулируются не наследственные правоотношения, а отношения, вытекающие из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, пострадавших от политических репрессий, и определен круг лиц, имеющих право на возмещение этого вреда. На момент смерти реабилитированного лица наследство в виде конфискованного при применении репрессии имущества открыться не могло, поскольку наследодатель реально не обладал этим конфискованным имуществом ко дню смерти. Право на возврат конфискованного имущества у реабилитированных лиц возникло лишь с принятием Закона о реабилитации. Круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти, ограничен законодателем, исходя из реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного. Внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками по закону реабилитированного лица первой очереди. Наследники первой очереди перечислены в части 1 статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР. Ими являются дети (с том числе усыновленные), супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. В части 4 названной статьи определен порядок наследования внуков наследодателя, которые отнесены к особой группе наследников, призываемых к наследованию по праву представления, то есть вместо того из их родителей, который был бы наследником, но умер до открытия наследства. Собственного права наследовать имущество наследодателя в первую очередь внуки не имеют и формально в числе наследников первой очереди не названы.
На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что внуки реабилитированных граждан не включены в определенный Законом о реабилитации круг лиц, имеющих право на возврат имущества, возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации.
При этом следует отметить, что пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В силу пункта 2 этой статьи внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления, которое регулируется статьей 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, для целей реализации Закона о реабилитации внуки реабилитированных лиц и их потомки к лицам, имеющим право на возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплату денежных компенсаций в случае смерти реабилитированных лиц, не относятся и после вступления в силу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод подтверждается также тем, что никаких изменений в часть восьмую статьи 16.1 Закона о реабилитации после вступления в силу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации не внесено.
С учетом изложенного вывод суда о том, что заявитель не относится к числу лиц, имеющих право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное у А.Л. имущество в соответствии с Законом о реабилитации, является правильным.
Следует также отметить, что пунктом 2 Положения регламентировано, что право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.
Право на возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за имущество, конфискованное за пределами бывшего СССР по решению советских судебных и внесудебных органов, имеют лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, необоснованно репрессированные по политическим мотивам, в случае реализации конфискованного у них имущества на территории Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы права следует, что обязательным условием для возмещения вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий, является осуществление конфискации имущества или реализации конфискованного имущества на территории Российской Федерации.
При этом не имеет значения, где реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, конфискация и реализация имущества А.Л. производилась за пределами Российской Федерации.
Таким образом, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что Российская Федерация приняла на себя обязательство возмещать компенсацию за имущество, конфискованное у граждан только на территории Российской Федерации, а не за ее пределами и что заявитель не является лицом, имеющим право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное имущество, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований П.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нюксенского районного суда Вологодской области от 21.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Н.БОЧКАРЕВА

Судьи
О.В.ЖИДКОВА
М.В.СОКОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)