Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2014 N 33-1665/2014

Разделы:
Наследование по завещанию; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. N 33-1665/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
при секретаре Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе представителя ТУ Росимущества в Ленинградской области Д.П. на определение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного Алексеевой Г.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

судебный пристав-исполнитель Подпорожского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Л. обратилась в суд с заявлением о замене в исполнительном производстве должника правопреемником, указав, что должник по исполнительному производству N от 20 июля 2011 года З. умер <...>. Указывая, что никто из наследников не принял наследства, ссылаясь на положения ст. 1151 ГК Российской Федерации, просила по данному исполнительному производству произвести замену стороны правопреемником Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
В судебном заседании суда первой инстанции судебный пристав-исполнитель <ФИО5> заявление поддержала, пояснив, что в ходе исполнения было установлено, что у должника З. имеются транспортные средства <...> и данное имущество является выморочным.
Представитель заинтересованного лица - взыскателя К.А.А. - К.А.П. против удовлетворения заявления не возражал.
Заинтересованные лица К.А.А. и представитель ТУ Росимущества в Ленинградской области не явились, заявление рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Определением Подпорожского городского суда от 18 февраля 2014 года заявление судебного пристава-исполнителя о замене в исполнительном производстве должника правопреемником удовлетворено.
В частной жалобе представитель ТУ Росимущества в Ленинградской области Д.П. просит определение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, и в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм ГПК РФ.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В силу ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Подпорожского городского суда от 29 июня 2011 года с З. в пользу К.А.А. взыскано N рублей 86 копеек в счет возмещения ущерба, причиненного ДТП, и связанных с этим расходов по транспортировке и хранению автомобиля, а также судебных расходов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Л. от 20 июля 2007 года на основании исполнительного листа, выданного Подпорожским городским судом, в отношении З. возбуждено исполнительное производство N
3 мая 2012 года З. умер.
Судом установлено, что З. имел в собственности транспортные средства <...>.
Согласно справке нотариуса Подпорожского нотариального округа Г. от 17 февраля 2014 года, наследственное дело умершего З. не заводилось.
Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя Л., судом первой инстанции установлено, что с момента открытия наследства прошло более года, наследники у умершего З. отсутствуют, имущество, оставшееся после его смерти, наследниками не принималось.
В случае отсутствия наследников как по закону, так и по завещанию, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ).
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество, не относящееся к жилым помещениям, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На момент рассмотрения спора закон, на который имеется ссылка в статье 1151 ГК РФ, не принят.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно п. 5.35 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Территориальные органы и само Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
С учетом изложенных положений закона судом сделан правильный вывод о том, что правопреемником умершего З. в данном случае является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области.
Довод частной жалобы о том, что согласно письму Министерства финансов РФ от 21.06.2006 N 08-01-02/6-7 порядок наследования и учета выморочного имущества должен регулироваться Положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 и Инструкцией Министерства финансов СССР "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" от 19.12.1984 N 185, согласно которым указанные полномочия возлагаются на налоговые органы, не может принят судебной коллегией, поскольку Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, которым руководствовался суд первой инстанции при разрешении заявления, и которое не находится в противоречии со ст. ст. 1151, 1162 ГК РФ и имеет большую юридическую силу по отношению к Инструкции Министерства финансов СССР от 19.12.1984 N 185, Постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, а также письму Министерства финансов РФ от 21.06.2006 N 08-01-02/6-27.
Довод жалобы о том, что до получения свидетельства о праве собственности на наследство от налогового органа Территориальное управление не вправе осуществлять правомочия собственника в отношении такого имущества и соответственно не может быть стороной в исполнительном производстве, не может быть принят судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется.
Согласно пункту 1 ст. 1157 Гражданского кодекса РФ, при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Как и в других случаях приобретения права собственности на наследство, моментом возникновения права государственной собственности на выморочное имущество является день открытия наследства, а не день оформления наследственных прав, в том числе получения свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В соответствии с пунктом 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.).
Таким образом, выморочное имущество в виде транспортных средств считается находящимся в государственной собственности с момента смерти З. вне зависимости от того, получено ли соответствующими органами свидетельство о праве на наследство или нет.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает определение суда соответствующим требованиям действующего законодательства, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем оно является законным и обоснованным, оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, частную жалобу представителя ТУ Росимущества в Ленинградской области Д.П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)