Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2014 ПО ДЕЛУ N А42-1336/2014

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N А42-1336/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17885/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.2014 г. по делу N А42-1336/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Комитета имущественных отношений г. Мурманска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области
3-и лица: 1) нотариус нотариального округа города Мурманска Новиков Андрей Борисович, 2) Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании незаконным отказа, изложенного в письме,

установил:

Комитет имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10; ИНН: 5190800019, ОГРН: 1025100861004 (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, место нахождения: 183006, г. Мурманск, ул. Пушкинская, д. 12; ИНН: 5190915348, ОГРН: 1105190003049 (далее - Территориальное управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 23.12.2013 г. N 9074, об отказе в принятии в государственную собственность в порядке наследования выморочного движимого имущества, находящегося в муниципальной квартире, оставшегося после смерти ее нанимателя и обязании Территориального управления принять указанное имущество, оформив свидетельство о праве на наследство по закону в собственность Российской Федерации.
Определением суда от 14.04.2014 г. к участию в деле на стороне заявителя в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: нотариус нотариального округа города Мурманска Новиков Андрей Борисович (место нахождения: 183025, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 25, оф. 23) и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 4; ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850).
Решением суда от 19.05.2014 г. требования Комитета удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Территориальное управление просит решение от 19.05.2014 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Комитета.
По мнению подателя апелляционной жалобы, обжалуемый отказ Территориального управления является законным, поскольку свидетельство о праве государства на наследство в установленном порядке получают именно налоговые органы, в связи с чем неправомерным является вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Комитета.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства стороны своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет обратился в Территориальное управление с письмом от 12.11.2013 г. N 15/07.03-13533 "О выморочном движимом имуществе", в котором сообщил о наличии невостребованного движимого имущества, в том числе мебели, бытовой техники, денежных средств в сумме 90.500 руб. и др., оставшегося после смерти Жучковой Елены Васильевны в муниципальной квартире N 50 многоквартирного дома N 20а по проспекту Кирова города Мурманска, в связи с чем просил осуществить переход данного выморочного имущества в доход государства.
Территориальное управление письмом от 23.12.2013 г. N 9074 отказало в принятии заявленного Комитетом имущества, сославшись на необходимость получения налоговым органом в нотариальном органе свидетельства о праве на наследство на такое имущество, после чего оно будет передано Территориальному управлению.
Ссылаясь на то, что указанный отказ является незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальное управление не имело правовых оснований для отказа в приеме выморочного движимого имущества, поскольку такой отказ противоречит гражданскому законодательству и полномочиям Территориального управления, в связи с чем удовлетворил требования Комитета.
Удовлетворяя требования Комитета, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Однако до настоящего времени такой закон не принят.
Из положений статей 1152, 1153 ГК РФ следует, что право собственности на выморочное имущество переходит к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства.
При этом, вопреки оспариваемому отказу, согласно пункту 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, а в соответствии с пунктом 1 статьи 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Одновременно суд отметил, что Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что полномочиями по принятию в государственную собственность выморочного движимого имущества обладает именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в то время как налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Доводы Территориального управления о том, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. N 683 "Об утверждении положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" и Инструкции Министерства финансов СССР от 19.12.1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" обязанность по принятию выморочного имущества возложена на налоговые органы, являются несостоятельными, поскольку в связи с изменением структуры и полномочий органов исполнительной власти указанные выше нормативные правовые акты вступили в противоречие с законодательством Российской Федерации и не подлежат применению в указанной части.
Кроме того, в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9) разъяснено, что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным (пункт 50 Постановления N 9).
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговый орган получает свидетельство о праве на наследство по закону, передает его в Росимущество, которое в свою очередь осуществляет действия по физическому (фактическому) приему имущества для дальнейшего распоряжения, не основан на законе, а также не может повлиять на вывод суда об удовлетворении заявленных требований об обязании именно Территориального управления принять выморочное имущество, в том числе обеспечив (получив) оформление свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации в отношении спорного имущества.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 мая 2014 года по делу N А42-1336/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА

Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)