Судебные решения, арбитраж
Наследование по закону; Наследственное право; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Погорелая Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Голубь Е.С.,
при секретаре Б.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20.03.2014 гражданское дело по иску Администрации Нижнеполевского сельского совета Шадринского района Курганской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 26.12.2013, которым постановлено: исковые требования Администрации Нижнеполевского сельсовета Шадринского района Курганской области, предъявленные к Территориальному Управлению Росимущества в Курганской области, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Нижнеполевского сельсовета Шадринского района Курганской области на невостребованные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером, местоположение: в форме сельхозкооператива, на пять земельных долей, площадью 49,5 гектаров, принадлежащих собственникам:,,,,.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., судебная коллегия
установила:
Администрация Нижнеполевского сельского совета Шадринского района Курганской области (далее - Администрация Нижнеполевского сельсовета) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - ТУ Росимущества в Курганской области) о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) уточнила (л.д. 131).
В обоснование требований, с учетом их уточнения, указала, что на территории Нижнеполевского сельсовета Шадринского района находится земельный участок, закрепленный в коллективную собственность колхоза им.. В долевую собственность 359 членов сельхозкооператива предоставлено 3540 га сельскохозяйственных угодий, из них: 2567 га - пашня, 515 га - сенокос, 458 га - пастбища. Собственники земельных долей -,,,, умерли, срок принятия наследства истек, наследники отсутствуют. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления Нижнеполевской сельсовет признал земельные доли указанных лиц невостребованными, о чем составлен список, который опубликован в средствах массовой информации. В установленный законом трехмесячный срок возражений от заинтересованных лиц не поступило. Просила признать право муниципальной собственности Администрации Нижнеполевского сельсовета на невостребованные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером на 5 земельных долей, площадью 49,5 гектаров, собственников,,,,
В судебном заседании представитель истца Глава Администрации Нижнеполевского сельсовета П. исковые требования поддержала.
Ответчик ТУ Росимущества в Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от исполняющего обязанности руководителя ТУ Росимущества в Курганской области Б.Л. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что ТУ Росимущества в Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) с учетом изменений от 23.07.2013 невостребованные земельные доли являются собственностью муниципального образования в силу прямого указания закона (л.д. 71-72).
Соответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области (далее - МИФНС N 1 по Курганской области) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от заместителя начальника инспекции МИФНС N 1 по Курганской области К.Н.Г. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что сведения о выморочном имуществе в виде спорных земельных долей в праве общей долевой собственности в налоговый орган не поступали (л.д. 77, 126).
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) по доверенности К.Н.В. исковые требования поддержала, пояснила, что в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. К таким долям относятся и земельные доли, которые не были унаследованы.
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, - положения пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым невостребованные земельные доли, как выморочное имущество, в порядке наследования по закону переходят в собственность муниципального образования. Поскольку спорное имущество в федеральную собственность не поступало, в случае признания его выморочным, оно переходит в муниципальную собственность. Указывает, что ТУ Росимущества в Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Нижнеполевского сельсовета просит оставить решение суда без изменения.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении, телефонограммой, факсограммами. От Главы Администрации Нижнеполевского сельсовета П. поступила телефонограмма о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия. Остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 29.12.2010, далее ? Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от за сельскохозяйственным кооперативом колхозом им. были закреплены земельные угодья общей площадью 3891 га, из которых в коллективно-долевую собственность граждан, проживающих на территории Нижнеполевского сельсовета, выделено 3540 га сельхозугодий из расчета 340 земельных равных паев. Районному комитету по земельной реформе поручено выдать свидетельства на право собственности и пользования землей (л.д. 11-12).
Согласно свидетельствам о праве собственности на землю, выданным на основании постановления Администрации Шадринского района Курганской области от, право общей долевой собственности на землю сельхозкооператива колхоза им. Мичурина зарегистрировано за,,, и на земельные доли с оценкой 283 баллогектара, общей площадью 9,9 га за каждым (л.д. 13-22).
умерла, -, -, -, - (л.д. 69, 83, 85, 87, 90).
Наследственные дела после смерти,,, не заводились (ответы нотариусов и нотариальной палаты, л.д. 48, 75, 109).
Согласно материалам наследственного дела, заведенному нотариусом Шадринской нотариальной конторы, после смерти, заявление о вступлении в наследство подал наследник по завещанию Наследодатель завещала ему жилой дом, расположенный в (л.д. 63). Свидетельство о праве на наследство не выдано (л.д. 56-66).
Как пояснила в судебном заседании нотариус, в наследственном деле отсутствуют сведения о наследниках по закону, которые могли бы претендовать на земельную долю. Наследнику указанная доля также не завещана.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером расположен по в форме сельхозкооператива (л.д. 23-24).
Администрацией Нижнеполевского сельсовета, в состав территории которого входит место расположения земельного участка, с целью определения статуса земельных долей, принадлежащих указанным гражданам, составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Указанный список, в котором, в том числе, поименованы собственники,,, и, опубликован в газете "Новый мир" (л.д. 28).
По вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей Нижнеполевским сельсоветом на назначено общее собрание участников общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения сельхозкооператива им. Мичурина (публикация в газете "Шадринский курьер" от (л.д. 29).
постановлением Администрации Нижнеполевского сельсовета утвержден список собственников невостребованных земельных долей из земель сельхозкооператива им. (л.д. 25-27).
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" это явилось основанием для обращения Администрации Нижнеполевского сельсовета в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 указанного закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в данных пунктах.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В силу пунктов 4 - 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 указанной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 данной статьи (далее ? список невостребованных земельных долей).
Затем данный список публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (при наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Предусмотрено, что лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, принадлежащие гражданам.
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, правильно исходил из того, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
Доводы жалобы о том, что ТУ Росимущества в Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.
С 25.07.2013 действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
ТУ Росимущества в Курганской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Курганской области.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 26.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-814/2014
Разделы:Наследование по закону; Наследственное право; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу N 33-814/2014
Судья: Погорелая Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Голубь Е.С.,
при секретаре Б.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20.03.2014 гражданское дело по иску Администрации Нижнеполевского сельского совета Шадринского района Курганской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 26.12.2013, которым постановлено: исковые требования Администрации Нижнеполевского сельсовета Шадринского района Курганской области, предъявленные к Территориальному Управлению Росимущества в Курганской области, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Нижнеполевского сельсовета Шадринского района Курганской области на невостребованные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером, местоположение: в форме сельхозкооператива, на пять земельных долей, площадью 49,5 гектаров, принадлежащих собственникам:,,,,.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., судебная коллегия
установила:
Администрация Нижнеполевского сельского совета Шадринского района Курганской области (далее - Администрация Нижнеполевского сельсовета) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - ТУ Росимущества в Курганской области) о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) уточнила (л.д. 131).
В обоснование требований, с учетом их уточнения, указала, что на территории Нижнеполевского сельсовета Шадринского района находится земельный участок, закрепленный в коллективную собственность колхоза им.. В долевую собственность 359 членов сельхозкооператива предоставлено 3540 га сельскохозяйственных угодий, из них: 2567 га - пашня, 515 га - сенокос, 458 га - пастбища. Собственники земельных долей -,,,, умерли, срок принятия наследства истек, наследники отсутствуют. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления Нижнеполевской сельсовет признал земельные доли указанных лиц невостребованными, о чем составлен список, который опубликован в средствах массовой информации. В установленный законом трехмесячный срок возражений от заинтересованных лиц не поступило. Просила признать право муниципальной собственности Администрации Нижнеполевского сельсовета на невостребованные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером на 5 земельных долей, площадью 49,5 гектаров, собственников,,,,
В судебном заседании представитель истца Глава Администрации Нижнеполевского сельсовета П. исковые требования поддержала.
Ответчик ТУ Росимущества в Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от исполняющего обязанности руководителя ТУ Росимущества в Курганской области Б.Л. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что ТУ Росимущества в Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) с учетом изменений от 23.07.2013 невостребованные земельные доли являются собственностью муниципального образования в силу прямого указания закона (л.д. 71-72).
Соответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области (далее - МИФНС N 1 по Курганской области) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от заместителя начальника инспекции МИФНС N 1 по Курганской области К.Н.Г. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что сведения о выморочном имуществе в виде спорных земельных долей в праве общей долевой собственности в налоговый орган не поступали (л.д. 77, 126).
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) по доверенности К.Н.В. исковые требования поддержала, пояснила, что в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. К таким долям относятся и земельные доли, которые не были унаследованы.
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, - положения пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым невостребованные земельные доли, как выморочное имущество, в порядке наследования по закону переходят в собственность муниципального образования. Поскольку спорное имущество в федеральную собственность не поступало, в случае признания его выморочным, оно переходит в муниципальную собственность. Указывает, что ТУ Росимущества в Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Нижнеполевского сельсовета просит оставить решение суда без изменения.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении, телефонограммой, факсограммами. От Главы Администрации Нижнеполевского сельсовета П. поступила телефонограмма о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия. Остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 29.12.2010, далее ? Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от за сельскохозяйственным кооперативом колхозом им. были закреплены земельные угодья общей площадью 3891 га, из которых в коллективно-долевую собственность граждан, проживающих на территории Нижнеполевского сельсовета, выделено 3540 га сельхозугодий из расчета 340 земельных равных паев. Районному комитету по земельной реформе поручено выдать свидетельства на право собственности и пользования землей (л.д. 11-12).
Согласно свидетельствам о праве собственности на землю, выданным на основании постановления Администрации Шадринского района Курганской области от, право общей долевой собственности на землю сельхозкооператива колхоза им. Мичурина зарегистрировано за,,, и на земельные доли с оценкой 283 баллогектара, общей площадью 9,9 га за каждым (л.д. 13-22).
умерла, -, -, -, - (л.д. 69, 83, 85, 87, 90).
Наследственные дела после смерти,,, не заводились (ответы нотариусов и нотариальной палаты, л.д. 48, 75, 109).
Согласно материалам наследственного дела, заведенному нотариусом Шадринской нотариальной конторы, после смерти, заявление о вступлении в наследство подал наследник по завещанию Наследодатель завещала ему жилой дом, расположенный в (л.д. 63). Свидетельство о праве на наследство не выдано (л.д. 56-66).
Как пояснила в судебном заседании нотариус, в наследственном деле отсутствуют сведения о наследниках по закону, которые могли бы претендовать на земельную долю. Наследнику указанная доля также не завещана.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером расположен по в форме сельхозкооператива (л.д. 23-24).
Администрацией Нижнеполевского сельсовета, в состав территории которого входит место расположения земельного участка, с целью определения статуса земельных долей, принадлежащих указанным гражданам, составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Указанный список, в котором, в том числе, поименованы собственники,,, и, опубликован в газете "Новый мир" (л.д. 28).
По вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей Нижнеполевским сельсоветом на назначено общее собрание участников общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения сельхозкооператива им. Мичурина (публикация в газете "Шадринский курьер" от (л.д. 29).
постановлением Администрации Нижнеполевского сельсовета утвержден список собственников невостребованных земельных долей из земель сельхозкооператива им. (л.д. 25-27).
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" это явилось основанием для обращения Администрации Нижнеполевского сельсовета в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 указанного закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в данных пунктах.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В силу пунктов 4 - 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 указанной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 данной статьи (далее ? список невостребованных земельных долей).
Затем данный список публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (при наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Предусмотрено, что лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, принадлежащие гражданам.
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, правильно исходил из того, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
Доводы жалобы о том, что ТУ Росимущества в Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.
С 25.07.2013 действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
ТУ Росимущества в Курганской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Курганской области.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 26.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Е.В.ПРАСОЛ
Судьи
О.Н.БОГДАНОВА
Е.С.ГОЛУБЬ
Е.В.ПРАСОЛ
Судьи
О.Н.БОГДАНОВА
Е.С.ГОЛУБЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)