Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 16.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1125/2015Г.

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять решение о предоставлении участка и направить проект договора купли-продажи участка.

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Предоставление земли
Обстоятельства: Заявители на основании свидетельств о праве на наследство по закону являются собственниками автозаправочной станции, находящейся на спорном земельном участке. Заявители обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако им было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N 33-1125/2015г.


Судья Берникова Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Жуковской С.В. и Пунегова П.Ф.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании 16 марта 2015 г. года дело по апелляционной жалобе Администрации МОГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 декабря 2014 г., которым
исковые требования П.Л., П.А.В., С. в интересах несовершеннолетних П.А.И., П.Е.И. удовлетворены.
Признаны незаконными действия администрации МОГО "Ухта" по отказу в предоставлении в собственность П.Л., П.А.В., П.А.И., П.Е.И. земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, площадью ... кв. метров, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции, кадастровый номер ...
Обязана администрация МОГО "Ухта" принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, площадью ... кв. метров, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции, кадастровый номер ..., в собственность путем выкупа П.Л., П.А.В., П.А.И., П.Е.И. в равных долях по ... доли в праве собственности каждому и направить П.Л., П.А.В., П.А.И., П.Е.И. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, площадью ... кв. метров, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции, кадастровый номер ..., в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия

установила:

П.Л., П.А.В., С., действующая в интересах несовершеннолетних П.А.И. и П.Е.И., обратились в суд с иском к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, площадью ... кв. метров, с кадастровым номером ..., из категория земель - земли населенных пунктов, разрешенным к использованию для эксплуатации автозаправочной станции, находящейся по адресу: <Адрес обезличен>, об обязании принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка в равных долях по ... доле каждому, направлении проекта договора купли-продажи земельного участка в течение двух недель с момента вступления в силу решения суда. В обоснование требований указали, что в их собственности по ... доли этого права по указанному адресу находится нежилой объект недвижимости (далее - Объект) - автозаправочная станция общей площадью ... кв. м, инвентарный ..., кадастровый номер ...
Право собственности на Объект возникло у истцов после смерти П.И. в порядке наследования по закону. Ранее П.И. приобрел Объект у ФИО35 по договору купли-продажи от <Дата обезличена> года. Данный земельный участок был образован непосредственно для использования Объекта (ранее при формировании имел кадастровый номер ...).
Обратившись в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, получили отказ, который считают незаконным, поскольку с передачей права собственности на недвижимость передаются права и на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, полагают, что имеют право пользования спорным земельным участком на тех же условиях, что и предыдущий собственник АЗС. Поскольку кадастровый паспорт земельного участка существует, ответчик обязан направить истцам проект договора купли-продажи земельного участка в двухнедельный срок.
Определением суда от <Дата обезличена> года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации МОГО "Ухта".
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация МОГО "Ухта" просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
Установлено, что П.Л., П.А.В., несовершеннолетние П.А.И. и П.Е.И. на основании свидетельств о праве на наследство по закону являются собственниками автозаправочной станции, находящейся по адресу: <Адрес обезличен> по ... за каждый, о чем <Дата обезличена> года произведены соответствующие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом, согласно выписке из этого же реестра от <Дата обезличена> года, земельный участок для эксплуатации автозаправочной станции из земель населенных пунктов площадью ... кв. метров по адресу: <Адрес обезличен>, зарегистрированного правообладателя не имеет. Кадастровый паспорт этого участка выдан <Дата обезличена> года за <Номер обезличен>, с видом разрешенного использования для эксплуатации автозаправочной станции; участку присвоен кадастровый номер ...
Из представленных суду копий заявлений следует, что с заявлениями о передаче спорного земельного участка в собственность к ответчику обращались <Дата обезличена> года и <Дата обезличена> года - П.Л., <Дата обезличена> года - П.Л. за себя и П.Е.И. и П.А.И., а также П.А.В. Указанные факты ответчиком не оспариваются.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" <Дата обезличена>., <Дата обезличена>. и <Дата обезличена>. в предоставлении земельного участка в собственность истцам отказано. При этом комитетом был подготовлен проект постановления "О предоставлении П.Л., П.А.В., П.А.И., П.Е.И. в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции по <Адрес обезличен>" и <Дата обезличена> года направлен на согласование ответчику. Однако до настоящего времени решения о предоставлении спорного земельного участка истцам не принято.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд правильно руководствовался положениями ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, действовавшей на день рассмотрения спора, согласно которым земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 этого Кодекса предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ч. ч. 1, 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда об обоснованности заявленных требований, поскольку ответчиком не представлено в суд доказательств того, что спорный участок не может находиться в частной собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что этот участок зарезервирован для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", утвердившим Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Ответчиком доказательств принятия такого решения не представлено.
Прочие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МОГО "Ухта" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)