Судебные решения, арбитраж
Наследование по закону; Наследственное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гутрова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховик А.С.
судей Евдокименко А.А., Сафоновой Л.А.
при секретаре Е.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.А. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самары от 20 марта 2013 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., возражения на апелляционную жалобу представителя истца Р., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Г.А.А. первоначально обратилась в суд с иском к министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 595 кв. м, для ведения садоводства. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сторона истца уточнила исковые требования, просили признать право собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации.
Заявленные требования мотивировала следующим. В 1976 году отец истицы Г.А.В. приобрел земельный участок в массиве "Орлов овраг", <адрес>, отведенный под садоводство в соответствии с решением Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 г. "О выделении земельных участков под сады рабочим и служащим предприятий и организаций г. Куйбышев". С 1976 года Г.А.В. являлся членом дачного кооператива, пользовался указанным участком, построил на участке дачный дом, оплачивал за водоснабжение, замену труб, электроэнергию, страховал имущество с 1977 года. Однако в связи со смертью свидетельство о праве собственности (пожизненном наследуемом владении) на данный земельный участок Г.А.В. оформлено не было.
После смерти отца Г.А.В., умершего 05.08.91 года с заявлением о принятии наследства обратилась мать истицы Г.Е., которая впоследствии получила свидетельство о праве на наследство. Кроме жены Г.Е., наследниками первой очереди являлись - сыновья Г.А.А. и Г.В.А., дочь Г.А.А.
Истица указала, что после смерти Г.А.В. она пользуется спорным земельным участком с 1991 года по настоящее время с согласия остальных наследников, является членом СНТ "Объединение Орлов Овраг", оплачивает необходимые расходы за воду и свет.
Согласно Топографическому плану земельного участка, составленного ООО ТГК "Топограф", площадь земельного составляет 595 кв. м.
Решением министерства имущественных отношений Самарской области N 12-2/0669/10с от 15.07.11 года в предоставлении истцу указанного земельного участка отказано ввиду того, что не прослеживается связь между СНТ "Объединение Орлов Овраг" и организациями, которым отводились земельные участки в соответствии с решение Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 года, отсутствует документ, устанавливающий распределение земельного участка в границах отведенного в соответствии с правоустанавливающими документами.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 20 марта 2013 года постановлено:
"Признать за Г.А.А. право собственности за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 595 кв. м, для ведения садоводства."
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом указал следующее.
Ссылаясь при удовлетворении исковых требований на п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих объединениях граждан", суд не учел, что данная норма права устанавливает необходимость предоставления документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка либо данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу данного закона было создано данное объединение. Данные документы в материалы дела не представлены, в связи с чем указанная норма права применена незаконно. Кроме того, указали, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, судом необоснованно не применена ст. 11.1 ЗК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ, п. 3, 5 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. О явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки в заседание судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Истица в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, надлежаще извещена о времени и месте слушания дела. Ею выдана доверенность на представление ее интересов в суде. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Третьи лица: Г.Е., Г.В.А., Г.А.А., нотариус И., СНТ "Объединение Орлов овраг", Управление Росреестра по Самарской области, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела. Об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Материалами дела установлено, что решением Исполкома Куйбышевского Горсовета депутатов трудящихся N 495 от 20.10.55 года выделены Городскому жилищному управлению земельные участки для отвода предприятиям и организациям города под сады рабочим и служащим без права возведения построек в следующих местах: участок в районе Орловского оврага - 68,5 га, участок по правой стороне р. Подстепновки смежно с землепользованием Нефтеперерабатывающего завода в двух массивах - 39 га. Руководители предприятий и организаций, которым выделяются земельные участки, обязаны произвести нарезку и отвод участков площадью не свыше 600 кв. м и оформить передачу участков под сады рабочим и служащим договорами в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.02.49 г., которым отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закреплены за ними в бессрочное пользование (л.д. 83).
Решением Исполкома Куйбышевского Горсовета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 года, оставшие нераспределенными по решению исполкома городского Совета депутатов трудящихся N 495 от 20.10.55 года 51,5 га земли в районе Орловского оврага, выделить под сады рабочим и служащим предприятий организаций, согласно приложению (л.д. 67). Согласно приложению к названному решению, трамвайно-троллейбусному управлению выделен участок размером 5 га. (л.д. 68)
17.05.78 года между ТТУ и Г.А.В. заключен договор на аренду участков с гражданами организациями, согласно которому Г.А.В. предоставлен земельный участок в аренды сроком на 10 лет с 1978 г. по 1987 г., находящийся на массиве Орлов Овраг по плану N 182 от 19.04.56 года, под фруктовые насаждения - 585 кв. м, под застройку 15 кв. м, всего 600 кв. м (л.д. 49-50)
Из карточки учета строений и сооружений, расположенных на участке N по улице <адрес>, состоянию на 01.09.76 г. следует, что на указанном участке Г.А.В. возведено строение - дачный дом (л.д. 93-94).
Установлено, что Г.А.В. с 1978 г. оплачивал расходы по водоснабжению, монтажу, замене труб на спорном земельном участке, страховал дачный дом, расположенный на этом земельном участке, что подтверждается квитанциями, страховыми свидетельствами (л.д. 13-17).
Согласно свидетельства о смерти, Г.А.В. умер 05.08.91 года (л.д. 7).
Из копии наследственного дела (л.д. 38) следует, что после смерти Г.А.А. приняла наследство в виде транспортного средства его супруга Г.Е.
Так же установлено, что 28.03.2000 года была проведена конференция садоводческих товариществ в Орловом овраге, в том числе с участием представителей Трамвайно-троллейбусного управления. На конференции было принято решение о создании объединенного садоводческого товарищества "Объединение Орлов Овраг", в который наряду с другими организациями вошло ТТУ, которому на основании решения N 182 от 19.04.1956 года было выделено 5 га земли. Данные обстоятельства указаны в учредительных документах СНТ "Объединение Орлов Овраг", подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 95-97), подтверждено показаниями в суде первой инстанции представителя 3-го лица СНТ "Объединение Орлов Овраг" - М., являющегося председателем данного СНТ
Г.А.А. является членом СНТ "Объединение Орлов Овраг", пользуется земельным участком N по <адрес> производит платежи за земельный участок и услуги СНТ, местоописание границ данного земельного участка подтверждается его месторасположением, не выходит из границ территории названного СНТ и используется Г.А.А. в садоводческих целях, задолженности по оплате нет, что подтверждается справками СНТ "Объединение Орлов Овраг" (л.д. 51,52), квитанциями, планом дачного массива (л.д. 31-32,104).
Из топографического плана спорного земельного участка видно, что спорный земельный участок имеет площадь 595 кв. м (л.д. 19)
Согласно уведомления управления Росреестра по Самарской области от 21.02.13 года (л.д. 86), в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 595 кв. м, отсутствуют.
Согласно информации департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 15.03.11 г. (л.д. 25), в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденными Решением Думы г.о. Самара от 15.07.10 г. N 951, указанный земельный участок расположен в зоне коллективных садоводств и дачных кооперативов (Ж1-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам, данный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования. Земельный участок не расположен в охранных зонах инженерных коммуникаций.
Из сообщения министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.09.11 г. (л.д. 26) следует, что спорный земельный участок в соответствии со сведения содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городе лесов, не относится.
Согласно уведомлению министерства имущественных отношений Самарской области от 15.07.2011 года (л.д. 5) Г.А.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка связи с тем, что не прослеживается правовая связь между СНТ "Объединение Орлов Овраг" и организациями, которым отводились земельные участки в соответствии с решением Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 г., отсутствует документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах отведенного в соответствии с правоустанавливающими документами земельного участка.
На данные обстоятельства ссылается представитель ответчика и в доводах апелляционной жалобы. Данные доводы являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане ..., имеющие в собственности, безвозмездном пользовании хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане ... собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами ... в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом и федеральными законами.
Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года "О реализации конституционных прав граждан на землю" предусмотрено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводе жилищного, либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г., оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Согласно п. 9.1 названного ФЗ, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Данные документы были представлены истицей ответчику, предоставление иных документов со стороны истицы законодателем не предусмотрено.
Так же данная норма права устанавливает, что в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- - сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- - сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Министерством имущественных отношений Самарской области не запрашивались сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию СНТ "Объединение Орлов Овраг", в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также не запрашивались у заявителя.
Принимая во внимание, что Г.А.А. после смерти отца Г.А.В., умершего 05.08.1991 года, пользуется спорным земельным участком, которым ранее пользовался ее отец, а после его смерти был передан в ее безвозмездное пользование с согласия всех наследников, что подтверждено ими в суде первой инстанции, поскольку истица производит необходимые платежи, является членом СНТ "Объединение Орлов Овраг", притязания других лиц отсутствуют, данный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования Г.А.А. о признании права собственности на спорный земельный участок следует удовлетворить.
Так же не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый истицей земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно уведомлению министерства имущественных отношений Самарской области от 15.07.2011 года (л.д. 5) Г.А.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В связи с чем, истица не имеет возможности поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, так как имеющиеся у нее решение исполкома, договор аренды, справка СНТ не являются основаниями для постановки спорного участка на кадастровый учет
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 20 марта 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2013 N 33-4505/2013
Разделы:Наследование по закону; Наследственное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. N 33-4505/2013
Судья: Гутрова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховик А.С.
судей Евдокименко А.А., Сафоновой Л.А.
при секретаре Е.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.А. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самары от 20 марта 2013 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., возражения на апелляционную жалобу представителя истца Р., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Г.А.А. первоначально обратилась в суд с иском к министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 595 кв. м, для ведения садоводства. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сторона истца уточнила исковые требования, просили признать право собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации.
Заявленные требования мотивировала следующим. В 1976 году отец истицы Г.А.В. приобрел земельный участок в массиве "Орлов овраг", <адрес>, отведенный под садоводство в соответствии с решением Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 г. "О выделении земельных участков под сады рабочим и служащим предприятий и организаций г. Куйбышев". С 1976 года Г.А.В. являлся членом дачного кооператива, пользовался указанным участком, построил на участке дачный дом, оплачивал за водоснабжение, замену труб, электроэнергию, страховал имущество с 1977 года. Однако в связи со смертью свидетельство о праве собственности (пожизненном наследуемом владении) на данный земельный участок Г.А.В. оформлено не было.
После смерти отца Г.А.В., умершего 05.08.91 года с заявлением о принятии наследства обратилась мать истицы Г.Е., которая впоследствии получила свидетельство о праве на наследство. Кроме жены Г.Е., наследниками первой очереди являлись - сыновья Г.А.А. и Г.В.А., дочь Г.А.А.
Истица указала, что после смерти Г.А.В. она пользуется спорным земельным участком с 1991 года по настоящее время с согласия остальных наследников, является членом СНТ "Объединение Орлов Овраг", оплачивает необходимые расходы за воду и свет.
Согласно Топографическому плану земельного участка, составленного ООО ТГК "Топограф", площадь земельного составляет 595 кв. м.
Решением министерства имущественных отношений Самарской области N 12-2/0669/10с от 15.07.11 года в предоставлении истцу указанного земельного участка отказано ввиду того, что не прослеживается связь между СНТ "Объединение Орлов Овраг" и организациями, которым отводились земельные участки в соответствии с решение Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 года, отсутствует документ, устанавливающий распределение земельного участка в границах отведенного в соответствии с правоустанавливающими документами.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 20 марта 2013 года постановлено:
"Признать за Г.А.А. право собственности за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 595 кв. м, для ведения садоводства."
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом указал следующее.
Ссылаясь при удовлетворении исковых требований на п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих объединениях граждан", суд не учел, что данная норма права устанавливает необходимость предоставления документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка либо данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу данного закона было создано данное объединение. Данные документы в материалы дела не представлены, в связи с чем указанная норма права применена незаконно. Кроме того, указали, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, судом необоснованно не применена ст. 11.1 ЗК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ, п. 3, 5 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. О явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки в заседание судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Истица в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, надлежаще извещена о времени и месте слушания дела. Ею выдана доверенность на представление ее интересов в суде. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Третьи лица: Г.Е., Г.В.А., Г.А.А., нотариус И., СНТ "Объединение Орлов овраг", Управление Росреестра по Самарской области, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела. Об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Материалами дела установлено, что решением Исполкома Куйбышевского Горсовета депутатов трудящихся N 495 от 20.10.55 года выделены Городскому жилищному управлению земельные участки для отвода предприятиям и организациям города под сады рабочим и служащим без права возведения построек в следующих местах: участок в районе Орловского оврага - 68,5 га, участок по правой стороне р. Подстепновки смежно с землепользованием Нефтеперерабатывающего завода в двух массивах - 39 га. Руководители предприятий и организаций, которым выделяются земельные участки, обязаны произвести нарезку и отвод участков площадью не свыше 600 кв. м и оформить передачу участков под сады рабочим и служащим договорами в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.02.49 г., которым отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закреплены за ними в бессрочное пользование (л.д. 83).
Решением Исполкома Куйбышевского Горсовета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 года, оставшие нераспределенными по решению исполкома городского Совета депутатов трудящихся N 495 от 20.10.55 года 51,5 га земли в районе Орловского оврага, выделить под сады рабочим и служащим предприятий организаций, согласно приложению (л.д. 67). Согласно приложению к названному решению, трамвайно-троллейбусному управлению выделен участок размером 5 га. (л.д. 68)
17.05.78 года между ТТУ и Г.А.В. заключен договор на аренду участков с гражданами организациями, согласно которому Г.А.В. предоставлен земельный участок в аренды сроком на 10 лет с 1978 г. по 1987 г., находящийся на массиве Орлов Овраг по плану N 182 от 19.04.56 года, под фруктовые насаждения - 585 кв. м, под застройку 15 кв. м, всего 600 кв. м (л.д. 49-50)
Из карточки учета строений и сооружений, расположенных на участке N по улице <адрес>, состоянию на 01.09.76 г. следует, что на указанном участке Г.А.В. возведено строение - дачный дом (л.д. 93-94).
Установлено, что Г.А.В. с 1978 г. оплачивал расходы по водоснабжению, монтажу, замене труб на спорном земельном участке, страховал дачный дом, расположенный на этом земельном участке, что подтверждается квитанциями, страховыми свидетельствами (л.д. 13-17).
Согласно свидетельства о смерти, Г.А.В. умер 05.08.91 года (л.д. 7).
Из копии наследственного дела (л.д. 38) следует, что после смерти Г.А.А. приняла наследство в виде транспортного средства его супруга Г.Е.
Так же установлено, что 28.03.2000 года была проведена конференция садоводческих товариществ в Орловом овраге, в том числе с участием представителей Трамвайно-троллейбусного управления. На конференции было принято решение о создании объединенного садоводческого товарищества "Объединение Орлов Овраг", в который наряду с другими организациями вошло ТТУ, которому на основании решения N 182 от 19.04.1956 года было выделено 5 га земли. Данные обстоятельства указаны в учредительных документах СНТ "Объединение Орлов Овраг", подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 95-97), подтверждено показаниями в суде первой инстанции представителя 3-го лица СНТ "Объединение Орлов Овраг" - М., являющегося председателем данного СНТ
Г.А.А. является членом СНТ "Объединение Орлов Овраг", пользуется земельным участком N по <адрес> производит платежи за земельный участок и услуги СНТ, местоописание границ данного земельного участка подтверждается его месторасположением, не выходит из границ территории названного СНТ и используется Г.А.А. в садоводческих целях, задолженности по оплате нет, что подтверждается справками СНТ "Объединение Орлов Овраг" (л.д. 51,52), квитанциями, планом дачного массива (л.д. 31-32,104).
Из топографического плана спорного земельного участка видно, что спорный земельный участок имеет площадь 595 кв. м (л.д. 19)
Согласно уведомления управления Росреестра по Самарской области от 21.02.13 года (л.д. 86), в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 595 кв. м, отсутствуют.
Согласно информации департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 15.03.11 г. (л.д. 25), в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденными Решением Думы г.о. Самара от 15.07.10 г. N 951, указанный земельный участок расположен в зоне коллективных садоводств и дачных кооперативов (Ж1-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам, данный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования. Земельный участок не расположен в охранных зонах инженерных коммуникаций.
Из сообщения министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.09.11 г. (л.д. 26) следует, что спорный земельный участок в соответствии со сведения содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городе лесов, не относится.
Согласно уведомлению министерства имущественных отношений Самарской области от 15.07.2011 года (л.д. 5) Г.А.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка связи с тем, что не прослеживается правовая связь между СНТ "Объединение Орлов Овраг" и организациями, которым отводились земельные участки в соответствии с решением Исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся N 182 от 19.04.56 г., отсутствует документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах отведенного в соответствии с правоустанавливающими документами земельного участка.
На данные обстоятельства ссылается представитель ответчика и в доводах апелляционной жалобы. Данные доводы являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане ..., имеющие в собственности, безвозмездном пользовании хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане ... собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами ... в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом и федеральными законами.
Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года "О реализации конституционных прав граждан на землю" предусмотрено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводе жилищного, либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г., оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Согласно п. 9.1 названного ФЗ, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Данные документы были представлены истицей ответчику, предоставление иных документов со стороны истицы законодателем не предусмотрено.
Так же данная норма права устанавливает, что в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- - сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- - сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Министерством имущественных отношений Самарской области не запрашивались сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию СНТ "Объединение Орлов Овраг", в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также не запрашивались у заявителя.
Принимая во внимание, что Г.А.А. после смерти отца Г.А.В., умершего 05.08.1991 года, пользуется спорным земельным участком, которым ранее пользовался ее отец, а после его смерти был передан в ее безвозмездное пользование с согласия всех наследников, что подтверждено ими в суде первой инстанции, поскольку истица производит необходимые платежи, является членом СНТ "Объединение Орлов Овраг", притязания других лиц отсутствуют, данный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования Г.А.А. о признании права собственности на спорный земельный участок следует удовлетворить.
Так же не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый истицей земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно уведомлению министерства имущественных отношений Самарской области от 15.07.2011 года (л.д. 5) Г.А.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В связи с чем, истица не имеет возможности поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, так как имеющиеся у нее решение исполкома, договор аренды, справка СНТ не являются основаниями для постановки спорного участка на кадастровый учет
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 20 марта 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)