Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1944

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N 33-1944


Судья Кобозев Е.В.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.,
судей: Тюриной Н.А., Босси Н.А.,
при секретаре: Т.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области к А., Б.Ю., Н.Н.А., Е.А., К.В.В.. К.Э., К.В.П., К.М., Ш.Д., Ш.А.Н., Ш.Е., К.Е., Ж., В.В., Д.Л., К.Р.Н., М.Г., П.М.Ф., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права муниципальной собственности Администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области на земельные доли, признанные невостребованными, встречному иску Е.А. к администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования,
по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 10 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия

установила:

Представитель администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области обратился в суд с иском к гражданам, которые в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", и от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", в порядке реорганизации сельскохозяйственных предприятий, в частности в границах бывшего СПК "***" ***, были наделены земельными паями (долями), но не использовали свое имущество по назначению с даты его предоставления. Ввиду указанных обстоятельств истец просил признать на невостребованные земельные доли право муниципальной собственности.
Ввиду того, что часть граждан - собственников долей умерли, в качестве ответчика заявлено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области.
В ходе рассмотрения дела к производству были приняты исковые требования Е.А. к администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования после смерти его родителей.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 10 апреля 2013 года исковые требования администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области удовлетворены частично.
Признано право муниципальной собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие А., Б.В., Б.Ю., В.В., В.А., Г.В., Г.Е., Д.В., Д.Е., Д.Л., Ж., З., К.И., К.П.А., К.А.Ф., К.Н.С., К.Н.Д., К.А.Ф., К.Е., К.П.М., К.В.И., К.С.А., К.С.П., К.Р.П., М.В., М.Н.В., М.Г., М.Н.Е., М.А., Н.Н.В., П.М.И., П.М.Ф., П.П., С., Ч., Ш.Н., Ш.А.Н. на праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью *** кв. м с кадастровом номером *** в ***.
Встречные исковые требования Е.А. удовлетворены. За ним признано право собственности в порядке наследования по закону после смерти Е.Н. на *** земельную долю сельскохозяйственного назначения, размером *** га, в том числе пашни - *** га, пастбищ - *** га в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственною назначения, *** кв. м с кадастровым номером ***
С решением суда Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области не согласно в части признания права муниципальной собственности на земельные доли, ранее принадлежащие Б.В., В.А., Г.В., Г.Е., Д.В., Д.Е., З., К.И., К.П.А., К.А.Ф., К.Н.Д., К.А.Ф., К.С.А., К.С.П., М.В., М.Н.В., М.Н.Е., М.А., П.М.И., С., Ч., Ш.А.Н. и просит в указанной части его отменить. Указывает, что судом не был применен закон, подлежащий применению, в том числе ст. 1151 ГК РФ, в соответствии с которой имущество умершего считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Ссылаясь на п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 г., указывает, что невостребованная земельная доля переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области просит решение суда оставить без изменения. Полагает, что администрацией в соответствии с действующим законодательством соблюден порядок придания земельным долям статуса невостребованных.
В письменных доводах по существу жалобы представитель администрации Жердевского района Тамбовской области также находит решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, выслушав возражения ответчика К.В.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Пунктами 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона закреплено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли (п. 8 ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, ст. 4 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008 г.).
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обосновывает свои возражения статьей 1151 ГК РФ, однако при этом до настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировано. Доказательств, подтверждающих, что Управлением производились какие-либо действия по оформлению прав и истребовании данного имущества, в суд не представлено.
Кроме того, как указывалось выше, в данном случае подлежит применению специальный закон, регулирующий правоотношения, связанные с невостребованными землями сельскохозяйственного назначения, согласно которому право собственности на указанные земли признается за муниципальными образованиями, в том числе и на земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.
Ни Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Земельный кодекс РФ не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на действующем и приведенном в решении суда законодательстве и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Ни по каким иным основаниям решение суда не обжаловано и пересмотру не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)