Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5027/2013

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N 33-5027/2013


Судья: Мальцева О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Центрального района города Барнаула, апелляционную жалобу ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Б. к администрации Центрального района г. Барнаула, территориальному управлению п. Затон, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование своих требований, что с ДД.ММ.ГГ г. проживает в <адрес>, проживая по данному адресу, он ухаживал за престарелой бабушкой, которая в ДД.ММ.ГГ умерла. Его мать Б.Л. является в настоящее время собственником жилого дома по указанному адресу в порядке наследования по закону, он продолжает проживать в этом доме, зарегистрирован в <адрес> однако по месту регистрации не проживает. При обращении в администрацию мкр. Затон о включении его в список на получение единовременной материальной помощи как пострадавшего от наводнения в апреле - июле ДД.ММ.ГГ., получил отказ, мотивированный тем, что он не зарегистрирован в спорном доме. Представители администрации мкр. Затон и администрации Центрального района города Барнаула не составляли акты обследования домов граждан, не зарегистрированных в мкр. Затон, но фактически проживавших в них во время паводка.
Представители администрации Центрального района г. Барнаула, администрации мкр. Затон внесли в списки граждан на получение материальной помощи только граждан с постоянной пропиской. В результате лица, которые никогда не проживали в мкр. Затон получили денежные выплаты, а проживающие во время паводка и по настоящее время - нет. Просил признать незаконными действия территориального управления мкр. Затон, администрации Центрального района г. Барнаула в отказе на включение его в списки на получение единовременной материальной помощи как за лицом, пострадавшим от паводка в апреле - июле ДД.ММ.ГГ г. и включить его в списки на получение единовременной материальной помощи; возложить на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края обязанность выплатить Б. <данные изъяты> руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ исковые требования Б. удовлетворены частично. Действия администрации Центрального района г. Барнаула по невключению Б. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года признаны незаконными. За Б. признано право на получение единовременной материальной помощи как за лицом, пострадавшим от весенне-летнего паводка ДД.ММ.ГГ года в микрорайоне Затон г. Барнаула Алтайского края. На комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края возложена обязанность выплатить Б. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка ДД.ММ.ГГ года, <данные изъяты> руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Центрального района города Барнаула просит отменить решение суда и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что удовлетворяя требование о признании незаконными действия администрации Центрального района об отказе во включении Б. в списки пострадавших граждан, суд не указал ни одну норму закона, на основании которой был сделан такой вывод. Отказа (ни устно, ни тем более письменно) не было, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об обратном, таким образом суд сделал вывод, не подтвержденный никакими обстоятельствами и доказательствами. Кроме того, на администрацию Центрального района г. Барнаула обязанности по формированию списков граждан возложено не было. Суд не правильно определил обстоятельства, которые имеют значение для дела. Поскольку истцом заявлено требование о признании незаконными действий органов местного самоуправления, необходимо применять положения ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", то есть срок, установленный в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Истцом не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не приведены уважительные причины, никаких действий истцом с октября ДД.ММ.ГГ года до января ДД.ММ.ГГ года не предпринималось, что свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом.
В апелляционной жалобе ответчик комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края просит об отмене решения суда и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что не исполнение Б. своей обязанности по регистрации по месту фактического проживания нарушает закрепленный Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством принцип добросовестности действий со стороны всех участников сложившихся правоотношений, следовательно действия истца должны быть расценены как злоупотребление правом. Список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года в мкр. Затон Центрального района г. Барнаул, на утверждение в Администрацию Алтайского края был предоставлен совместно администрацией Центрального района г. Барнаула и муниципальным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула". Названный список был составлен на основании актов комиссии по обследованию объектов и жилых домов мкр. Затон, подвергшихся затоплению, а также справок Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю. Сводный реестр согласовывался с Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю, Сибирским региональным центром МЧС России и утверждался Губернатором Алтайского края. Исходя из вышеизложенного, полагает, что комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике не является участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца Б., представителя ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края Б.И., обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит основания для их удовлетворения.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий администрации Центрального района г. Барнаула по невключению Б. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года, признании за Б. права на получение единовременной материальной помощи и обязании комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края выплатить Б. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка ДД.ММ.ГГ года, <данные изъяты> руб.
В силу ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "г" п. 9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
В апреле - июле ДД.ММ.ГГ года на территории Центрального района г. Барнаула в пос. Затон сложилась чрезвычайная ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Предварительный материальный ущерб составил более <данные изъяты> млн. рублей.
На основании обращения Губернатора Алтайского края от 04.08.2010 N 2861 на имя председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту - Правительство РФ), Правительством РФ было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 298-р).
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года в микрорайоне Затон Центрального района г. Барнаула Алтайского края (далее по тексту - Списки) были подготовлены администрацией Центрального района г. Барнаула в отношении 1095 человек, утверждены 25.10.2010 года.
На основании распоряжения администрации Алтайского края от 18 апреля 2011 года N 128-р администрации г. Барнаула были перечислены денежные средства для оказания материальной помощи пострадавшим. Гражданам, внесенным в указанные списки, была оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей на человека.
Судом установлено, что жилой дом и земельный участок по <адрес> в мк<адрес> принадлежат на праве собственности матери истца Б.Л.
Согласно данных домовой книги от ДД.ММ.ГГ по указанному адресу никто не зарегистрирован.
Из паспорта истца видно, что он зарегистрирован в <адрес>, мкр. <адрес>.
В список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года в мкр. Затон, утвержденный ДД.ММ.ГГ, истец по <адрес> не включен.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами является установление факта причинения вреда жилому помещению в результате паводка (наводнения) в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года, а также факта постоянного проживания в указанном доме истца. Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что истец на момент наводнения в апреле - июле ДД.ММ.ГГ фактически проживал и проживает в настоящее время в доме по адресу <адрес> в <адрес>, что подтверждается справкой уличного комитета, свидетельскими показаниями Б.Н., С., иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание и ведение хозяйства по вышеуказанному адресу.
Установив факт постоянного проживания истца в вышеуказанном доме в п.Затон г. Барнаула, а также факт того, что дом пострадал во время паводка в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года в п. Затон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом, как за лицом, пострадавшим от весенне-летнего паводка в ДД.ММ.ГГ году в п. Затон, права на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб.
Соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия отмечает, что такого основания для отказа в выплате единовременной материальной помощи, как отсутствие регистрации по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом доме ни ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 не предусмотрено.
Ссылка в апелляционной жалобе на злоупотребление истцом своим правом на обращение в суд с данным иском, поскольку не исполнена обязанность зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме N<адрес> в мкр. Затон г. Барнаула не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанное обстоятельство является основанием для привлечения истца к административной ответственности, и не препятствует обращению в суд за защитой нарушенного права на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы администрации Центрального района г. Барнаула о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из содержания заявленных требований усматривается, что предметом иска является защита гражданином права на получение социальной выплаты. Срок исковой давности по требованию данного характера в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года и на момент обращения в суд истцом не пропущен.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Обоснованно судом возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб. на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части судебной коллегией также не принимаются.
Так, в силу ст. 29 Закона Алтайского края "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 17.03.1998 N 15-ЗС финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Алтайского края; в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что материальный ущерб от паводка в весенне-летний период <адрес> года составил более <данные изъяты> млн. руб., администрации Алтайского края для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка, произошедшего в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года, выделены из резервного фонда Правительства РФ бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> тыс. руб., в том числе <данные изъяты> тыс. руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи и <данные изъяты> тыс. руб. на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, то суд относит произошедшую в апреле - июле ДД.ММ.ГГ года чрезвычайную ситуацию к региональной.
Исполнительным органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами (п. п. 4.4, 4.3.1, 4.3.18 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2005 года N 219) является Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который также является главным распорядителем бюджетных средств региона.
Довод жалобы администрации Центрального района г. Барнаула об отсутствии в решении суда нормы закона, на основании которого суд принял решение о признании незаконными действий администрации Центрального района г. Барнаула по не включению истца в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона затон в апреле - июне ДД.ММ.ГГ года не влияет на законность принятого судом решения. Согласно ст. 32 Закона Алтайского края от 17.03.1998 N 15-ЗС "О защите населения на территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ... списки граждан для выделения средств из резервного фонда формируются на основании решений комиссии органа местного самоуправления (администрации Центрального района г. Барнаула). Истец комиссией администрации Центрального района г. Барнаула в качестве лица, имеющего такое право, указан не был, что и послужило основанием для признания этих действий незаконными.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Центрального района города Барнаула, апелляционную жалобу ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)