Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1948/2013

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N 33-1948/2013


Судья: Юдина И.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Ковешниковой Е.А.,
судей: Босси Н.А., Тюриной Н.А.,
секретаря: Н.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года гражданское дело по иску администрации Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области к Б.Н. и Б.А. о признании собственности на земельные доли,
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25.04.2013 года,
Заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия

установила:

Администрация Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области обратилась в суд с исковым заявлением к Б.Н. и Б.А. о признании за администрацией Покрово-Марфинского сельсовета права муниципальной собственности на две земельные доли, принадлежащие ответчикам в размере *** каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью *** с кадастровым номером *** местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир колхоз "***", почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, *** район, д. ***.
Исковые требования администрации Покрово-Марфинского сельсовета мотивированы следующими обстоятельствами.
Во исполнение Постановления Правительства РФ N 86 от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления Правительства РФ N 708 от 04.09.1992 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента РФ N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Администрацией Знаменского района было вынесено постановление N *** от *** "Об утверждении проекта перераспределения земель" в соответствии с которым, был утвержден список пайщиков трудового коллектива колхоза "***" для предоставления бесплатной земельной доли в количестве *** человек, за которыми было закреплено *** га сельхозугодий в собственность бесплатно. В указанном списке среди прочих указаны ответчики Б.Н. и Б.А. На основании указанного постановления гражданам-собственникам земельных долей были оформлены свидетельства о праве собственности на землю.
Ответчики Б.Н. и Б.А. являются собственниками земельной доли, но с момента возникновения у них права на земельную долю никаким образом не распорядились принадлежащими им правами, что в свою очередь влечет исключение части сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота.
В соответствии со ст. 12.1 п. п. 1, 2 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В результате чего, администрация Покрово-Марфинского сельсовета, выполнив процедуру, предусмотренную ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ по формированию и утверждению списков невостребованных земельных долей, обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать за администрацией Покрово-Марфинского сельсовета право муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие Б.Н. и Б.А.
Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 25.04.2013 года исковые требования администрации Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области к Б.А. и Б.Н. были удовлетворены.
Право собственности на земельную долю размером *** Б.А. и на земельную долю размером *** Б.Н. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *** было прекращено.
За администрацией Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области было признано право муниципальной собственности на земельную долю размером ***, принадлежавшую Б.А., и на земельную долю размером ***, принадлежавшую Б.Н., в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир колхоз "***", почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, р-н ***, д. ***.
Не согласившись с решением суда Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Территориальное управление) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25.04.2013 г. отменить в части признания права муниципальной собственности муниципального образования Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области на земельную долю, ранее принадлежавшую Б.А. от земельного участка с кадастровым номером ***. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир-колхоз "***", почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, р-н ***, л. ***. и принять по делу новый судебный акт в отказе в удовлетворении требований администрации Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в части признания права муниципальной собственности муниципального образования Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области на земельную долю, ранее принадлежавшую Б.А.
Территориальное управление не согласно с данным решением в части признания права муниципальной собственности Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области на земельную долю, принадлежащую Б.А., которая умерла и после ее смерти никто из наследников наследство не принимал, и считает, что вышеуказанный судебный акт в этой части является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
В суде первой инстанции установлено, что ответчик Б.А. умерла и у нее отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию. Следовательно, такое имущество является выморочным и в соответствии со ст. 1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Кроме того, на основании п. 50 Постановления Пленума Верховного суда РФ 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Таким образом, в соответствии со ст. ст. 1152, 1157 ГК РФ, невостребованная земельная доля, принадлежавшая умершей Б.А., переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, выслушав возражения представителя истца - С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Пунктами 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона закреплено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли (п. 8 ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, ст. 4 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008 г.).
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обосновывает свои возражения статьей 1151 ГК РФ, однако при этом до настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировано. Доказательств, подтверждающих, что Управлением производились какие-либо действия по оформлению прав и истребовании данного имущества, в суд не представлено.
Кроме того, как указывалось выше, в данном случае подлежит применению специальный закон, регулирующий правоотношения, связанные с невостребованными землями сельскохозяйственного назначения, согласно которому право собственности на указанные земли признается за муниципальными образованиями, в том числе и на земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.
Ни Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Земельный кодекс РФ не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на действующем и приведенном в решении суда законодательстве и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Ни по каким иным основаниям решение суда не обжаловано и пересмотру не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)