Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2321

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N 33-2321


Судья: Казначеевская М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Самыгиной С.Л., Безуха А.Н.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 июля 2013 года
апелляционную жалобу М.
на решение Новооскольского районного суда от 25 апреля 2013 года
по делу по заявлению М. об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации муниципального района "Новооскольский район".
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснение представителя заявителя - М. - В. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица - администрации муниципального района "Новооскольский район" - Б. (по доверенности), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является вдовой М.И.П., проходившего службу в действующей армии в период с 1 ноября 1955 по 21 января 1957 года и участвовавшего в боевых действиях на территории Венгрии (л.д. 37).
С 1958 года и до настоящего времени заявитель проживает и зарегистрирована в домовладении по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, право собственности на которое принадлежит дочери М. - Г.Л.И. и приобретено в порядке наследования по закону после смерти М.И.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
М. в собственности жилья не имеет. 17 августа 2012 года между Г.Л.И. и М. заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением с 17 августа 2012 года по 1 января 2015 года, на основании которого заявитель проживает в вышеуказанном жилом доме в настоящее время.
Кроме заявителя в доме зарегистрированы ее дочь - Р.Т.И. и внук - Р.И.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
20 февраля 2013 года жилищной комиссией при администрации МР "Новооскольский район" М. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" как вдовы участника боевых действий ввиду непредставления документов, подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, неистечения срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.
М. обратилась в суд с настоящим заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации МР "Новооскольский район" в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилья, обязать администрацию МР "Новооскольский район" признать ее нуждающейся в улучшении жилья, поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе М. просит об отмене решения как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Закону. Данная норма включена в статью, определяющую перечень лиц, относящихся к ветеранам боевых действий.
Боевые действия в Венгрии 1956 года определены перечнем в числе государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.
На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Закону "О ветеранах", действие Указа Президента не распространяется. Расширительное толкование норм Указа может привести к нарушению прав определенных им нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий лиц на обеспечение жильем.
М. как вдова участника боевых действий в Венгрии является получателем мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", однако, поскольку М.И.П. не принимал участие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, истец не может быть отнесена к числу лиц, подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Выводы суда о том, что положения Указа предусматривают обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий непосредственно ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, к которым не относятся ветераны боевых действий, основаны на правильном толковании норм названного Указа.
Правовое регулирование социальной защиты граждан - компетенция федерального законодателя, который, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и выборе критериев их дифференциации, во всяком случае связан конституционным принципом равенства, предполагающим, что при равных условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые гарантии социальной защиты. Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, данный принцип не исключает дифференциацию правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, если критерии такой дифференциации объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О). Указ Президента от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" выделил в самостоятельную категорию лиц, подлежащих социальной защите, путем предоставления жилого помещения непосредственно участников Великой Отечественной войны, членов их семей в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне.
Как видно из материалов дела, в том числе содержащихся в учетом деле жилищной комиссии, М. постоянно проживает и зарегистрирована в домовладении в <адрес>, право собственности на которое было оформлено на ее супруга - М.И.П., после смерти которого она наследство не принимала. В жилом помещении 11 октября 2012 года зарегистрированы дочь заявителя - Р.Т.И. и ее совершеннолетний сын - Р.И.В. Однако как следует из акта обследования жилищных условий от 25 января 2013 года, представленного администрацией Новооскольского района, указанные лица совместно с заявителем в домовладении не проживают. Вселение к матери ее дочери - Р.Т.И., которая в период с 13 ноября 2012 года до 19 января 2013 года произвела отчуждение принадлежащих ей на праве собственность жилого дома площадью <данные изъяты> кв. м и земельного участка размером 5000 кв. м, в с. Богородское Новооскольского района о том, что в данном случае умышленно созданы условия, в результате которых М. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Установленный законом пятилетний срок с даты вселения Р.Т.И. не истек.
Таким образом, суд первой инстанции на основании собранных и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств по делу, пришел к обоснованному выводу о том, что М. сознательно совершила последовательность действий, направленных на ухудшение жилищных условий, в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, сначала отказавшись от доли в общем имуществе после смерти супруга - М.И.П., впоследствии - от бессрочного права пользования данным жилым помещением. Поскольку с момента ухудшения заявителем жилищных условий прошло менее 5 лет, постановка ее на учет в соответствии с положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не представляется возможной.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на ином понимании и толковании норм права и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новооскольского районного суда от 25 апреля 2013 года по делу по заявлению М. об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации муниципального района "Новооскольский район" оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)