Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1953/2013

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N 33-1953/2013


Судья: Струков В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Белоусовой В.Б.,
судей Рожковой Т.В., Бучневой О.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области к Б., Н., Н.А., Н.Н., Р., Т., Т.А., Б.М., З., К.В. о признании права муниципальной собственности Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Пичаевского районного суда Тамбовской области от 06 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения главы Егоровского сельсовета Д., согласившейся с решением суда, судебная коллегия

установила:

Администрация Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области обратилась в суд с иском к Б., Н., Н.А., Н.Н., Р., Т., Т.А., Б.М., З., К.В. о признании права муниципальной собственности Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, обосновывая свои исковые требования следующим:
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", производились реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам необходимо было до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а коллективам колхозов, совхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования принять решения о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР до 01 марта 1992 года.
Члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
В течение длительного времени (более 3 лет) собственники земельных долей не распорядились ими и не принимают никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения и отношения, связанные с использованием этих участков, регулируются ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Одним из оснований прекращения права собственности на земельные доли является принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 44 Земельного кодекса РФ).
Изъятие земельного участка у собственника в соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса РФ может быть осуществлено в случае не использования его для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Порядок утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей), определяется в соответствии со ст. ст. 12.1, 14.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Исходя из вышеназванных положений Закона, утверждение списка невостребованных земельных долей осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случаях, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решения по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности вправе утвердить такой список самостоятельно.
Земельный участок с кадастровым номером *** площадью ***, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область Пичаевский район, в границах бывшего СХПК "***".
Земельный участок с кадастровым номером *** площадью ***, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область Пичаевский район, в границах бывшего колхоза ***.
В соответствии с нормами ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", администрация Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области составила списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
Данные списки были опубликованы в газете "Тамбовская жизнь" от 19 июня 2012 года N 79, размещены на официальном сайте администрации Пичаевского района и информационных щитах, расположенных на территории Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области.
В сообщении предлагалось лицам, считающим, что они и принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей вправе предоставить в письменной форме возражение в администрацию Егоровского сельсовета.
С момента публикации извещения в газете "Тамбовская жизнь" от 14 августа 2012 года N 110 о проведении 25 сентября 2012 года общего собрания собственников земельных долей, размещения на официальном сайте администрации Пичаевского района, на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования Егоровского сельсовета, возражения лиц, считающих, что они и принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, не поступали. Также возражения не заявлялись на общем собрании собственников земельных долей.
Общее собрание собственников земельных долей, находящихся в границах землепользования бывшего СХПК "***", 25 сентября 2012 года не состоялось и на основании ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрация Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области приняла постановление N 96 от 26 сентября 2012 года об утверждении списка 7 (Б., Н., Н.А., Н.Н., Р., Т., Т.А.) невостребованных земельных долей.
Общее собрание собственников земельных долей, находящихся в границах землепользования бывшего <...> сентября 2012 года также не состоялось и на основании ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрация Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области приняла постановление N 96 от 26 сентября 2012 года об утверждении списка 3 (Б.М., З., К.В.) невостребованных земельных долей.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования только в части трех невостребованных земельных долей, принадлежавших К.В., Б.М. и Н.
В части исковых требований в отношении остальных семи долей представитель истца отказался от иска и отказ был принят судом, производство по делу в этой части определением Пичаевского районного суда Тамбовской области от 06 марта 2013 года прекращено.
Решением Пичаевского районного суда Тамбовской области от 06 марта 2013 года признано право муниципальной собственности муниципального образования Егоровского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области на земельный участок общей площадью ***, в том числе: пашня - *** (7,3 x 2), сенокосы - *** (0,5 x 2), пастбища - *** (0,5 x 2), расположенный в границах колхоза *** Пичаевского района Тамбовской области с кадастровым номером ***, образованный в счет двух невостребованных земельных долей, ранее принадлежавших Б.М., К.В., на земельный участок общей площадью ***, в том числе: пашни - ***, сенокосы - ***, пастбища - ***, расположенный в границах СХПК "***" Пичаевского района Тамбовской области с кадастровым номером ***, образованный в счет невостребованной земельной доли, ранее принадлежавшей Н.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Тамбовской области просит отменить решение Пичаевского районного суда, указывая, что в суде первой инстанции установлено, что ответчики Б.М., К.В. и Н. умерли и после их смерти никто из наследников наследство не принимал, следовательно, такое имущество является выморочным, и в соответствии со ст. 1151 ГК РФ переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства.
Ссылается на то, что функциями по приему в установленном порядке выморочного имущества в собственность Российской Федерации на территории Тамбовской области и осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и других прав и законных интересов Российской Федерации осуществляет ТУ Росимущества в Тамбовской области.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Пичаевского района Тамбовской области просит решение Пичаевского районного суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Признавая право муниципальной собственности на спорные невостребованные земельные доли, суд первой инстанции правильно и обоснованно исходил из того, что спорные земельные доли с соблюдением соответствующей процедуры придания им статуса невостребованных отнесены к невостребованным земельным долям; собственники земельных долей не распорядились ими в порядке, установленном действующим законодательством; право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, а именно ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На основании п. 1 ст. 15 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 того же закона орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном ст. 12.1 указанного Федерального закона порядке невостребованными.
В соответствии с указанной правовой нормой истец и обратился в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, как указывалось выше предусмотренная законом процедура придания долям статуса невостребованных соблюдена администрацией сельсовета.
Суд первой инстанции обоснованно при разрешении спора сослался на специальную норму, регулирующую земельные правоотношения.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, ... Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, ст. 4 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008 г.).
ТУ Росимущества в Тамбовской области обосновывает свои возражения ст. 1151 ГК РФ, однако, при этом до настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировано. Доказательств, подтверждающих, что Управлением производились какие-либо действия по оформлению прав и истребовании данных земельных долей, в суд не представлено.
Кроме того, как указывалось выше, в данном случае подлежит применению специальный закон, регулирующий правоотношения, связанные с невостребованными землями сельскохозяйственного назначения, согласно которому право собственности на указанные земли признается за муниципальными образованиями, в том числе и на земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.
Ни ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Земельный кодекс РФ не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из невостребованных земельных долей. При этом признание права собственности на земли сельскохозяйственного назначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков такого назначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на действующем и приведенном в решении суда законодательстве, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Процессуальных нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену решения суда, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пичаевского районного суда Тамбовской области от 06 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Тамбовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)