Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2013 N Ф03-3536/2013 ПО ДЕЛУ N А73-406/2013

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. N Ф03-3536/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: О.Г.Красковской, Я.В.Кондратьевой
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Е.Ю.Любушкин, представитель по доверенности от 15.03.2013 N 5юр/62/3035.1-08
от Управления Федеральной налоговой службе по Хабаровскому краю: Е.Ю.Першина, представитель по доверенности от 09.01.2013 N 05-06
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 21.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013
по делу N А73-406/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Л. Копылова, в апелляционном суде судьи: Е.А. Швец, Е.В. Гричановская, Т.Д. Пескова
По заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
третье лицо: краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2"
о признании недействительным отказа в получении свидетельства о праве собственности Российской Федерации на выморочное имущество и об обязании принять меры по получению свидетельства
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества, Управление; ОГРН 1092721008005, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС по Хабаровскому краю, налоговый орган; ОГРН 1042700168961, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41) о признании незаконными действий по отказу в получении свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб., выраженному в письме от 12.11.2012 N 05-22/21184, и об обязании УФНС по Хабаровскому краю принять меры по получению свидетельства о праве на наследство, на выморочное имущество КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" в виде вкладов на указанную выше сумму (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" (далее - КГБУ Дом-интернат N 2, Учреждение).
Решением суда от 21.03.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013, в удовлетворении заявленных ТУ Росимущества требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о несоответствии выводов судов положениям Постановления Совета Министров СССР от 29.06.1984, Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и нормативным актам, регулирующим деятельность налоговых органов, которыми обязанность по обращению за получением свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество возложена на налоговые органы.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС по Хабаровскому краю приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представители ТУ Росимущества и УФНС по Хабаровскому краю поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно, и дали по ним пояснения.
КГБУ Дом-интернат N 2, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" обратилось в ТУ Росимущества в Хабаровском крае с письмом от 04.10.2012 за N 452/04-14 "О принятии выморочного имущества", в котором сообщило о наличии невостребованных вкладов 19-ти умерших клиентов учреждения, и представило реестр умерших лиц, оригиналы свидетельств о смерти и сберегательных книжек с вкладами на общую сумму 533 089,78 руб. для дальнейшей работы по принятию данного выморочного имущества в доход государства.
ТУ Росимущества вышеуказанное обращение КГБУ Дом-интернат N 2 и представленные с ним документы направило в УФНС России по Хабаровскому краю и в письмах от 15.10.2012 N 12545.1-08, от 25.10.2012 N 13151.1-08 просило налоговый орган получить в нотариальном органе свидетельства о праве на наследство на вклады, оставшиеся после умерших клиентов дома-интерната, и передать их Управлению по акту приема-передачи.
УФНС по Хабаровскому краю письмом от 12.11.2012 N 05-22/21184, возвратив ТУ Росимущества письмо и приложенные к нему документы, сообщило о том, что принятие выморочного имущества не входит в обязанности налоговых органов.
Не согласившись с действиями налогового органа, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу частей 2, 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
До настоящего времени такой закон не принят.
Из положений статей 1152, 1153 ГК РФ следует, что право собственности на выморочное имущество переходит к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
В то же время Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Таким образом, полномочиями по принятию в государственную собственность выморочного имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в то время как налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о необоснованности требований ТУ Росимущества.
Доводы ТУ Росимущества, аналогичные доводам апелляционной жалобы, о том, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1984 и Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185, обязанность по принятию выморочного имущества возложена на налоговые органы, обоснованно отклонены судами с указанием на то, что в связи с изменением структуры и полномочий органов исполнительной власти указанные выше нормативные акты вступили в противоречие с законодательством Российской Федерации и фактически перестали действовать.
По тому же основанию подлежит отклонению ссылка кассационной жалобы ТУ Росимущества на Положение о государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340. Указанное положение утратило силу в связи с изданием Указов Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635 и от 09.03.2004 N 314, а также Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по получению свидетельства о праве на наследство следует из пункта 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, отклоняется судом кассационной инстанции как надуманный. В указанной норме права, как и во всем Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, каких-либо полномочий и обязанностей налоговых органов не содержится.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены либо изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А73-406/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЦИРУЛИК

Судьи
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
Я.В.КОНДРАТЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)