Судебные решения, арбитраж
Наследование по закону; Наследственное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Любушкина Е.Ю., представитель по доверенности от 15.03.2013 N 5юр/62/3035; Ковалева Е.Ю., представитель по доверенности от 17.04.2013 N 10юр/95/4562.1-08;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Першина Е.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 05-06;
- от третьего лица Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2": Смирнова Н.С., представитель по доверенности от 30.06.2012;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 21.03.2013
по делу N А73-406/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Копыловай Н.Л.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным отказа УФНС России по Хабаровскому краю от 12.11.2012 исх. N 05-22/21184 в получении свидетельства о праве собственности Российской Федерации на выморочное имущество в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб. и об обязании УФНС России по Хабаровскому краю принять меры по получению свидетельства о праве на наследство, на выморочное имущество КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб.
третьи лица Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее также - ТУ Росимущества в Хабаровском крае, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений в соответствии со статьей 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС по Хабаровскому краю, Управление) о признании незаконными действий по отказу в получении свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб., выраженному в письме от 12.11.2012 исх. N 05-22/21184, и об обязании УФНС по Хабаровскому краю принять меры по получению свидетельства о праве на наследство, на выморочное имущество КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" (далее - Дом-интернат N 2, Учреждение).
Решением от 21.02.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что УФНС по Хабаровскому краю действовало в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушая права и законные интересы Российской Федерации, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, указав на то, что у налоговых органов отсутствуют права и обязанности совершать оспариваемые действия; сослались на то, что нотариусы отказывают налоговым органам в выдаче свидетельств о праве на наследство Российской Федерации на вымороченное имущество, а также на то, что позицию нотариальных органов по данному вопросу поддерживают суды общей юрисдикции.
Представитель третьего лица поддержал позицию Управления.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" обратилось в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю с письмом от 04.10.2012 за N 452/04-14 "О принятии вымороченного имущества", в котором сообщило о наличии невостребованных вкладов 19-ти умерших клиентов учреждения, и представило тот же реестр умерших лиц, оригиналы свидетельств о смерти и сберегательных книжек с вкладами на сумму 533 089,78 руб. - для дальнейшей работы по принятию данного вымороченного имущества в доход государства.
ТУ Росимущества по Хабаровскому краю вышеуказанное обращение Дома-интерната N 2 от 04.10.2012 за N 452/04-14 и представленные с ним документы направило в УФНС России по Хабаровскому краю, в письмах от 15.10.2012 N 12545.1-08, от 25.10.2012 N 13151.1-08 Росимущество просило УФНС получить в нотариальном органе свидетельства о праве на наследство на вклады, оставшиеся после умерших клиентов дома-интерната, а также просило после получения свидетельств о праве государства на наследство вымороченное имущество и правоустанавливающие документы передать Росимуществу в лице ТУ Росимущества в Хабаровском крае по акту приема-передачи.
Управление письмом от 12.11.2012 N 05-22/21184 сообщило о невозможности налоговому органу осуществлять действия по принятию выморочного имущества, возвратив ТУ Росимущества в Хабаровском крае письмо КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" от 04.10.2012 за N 452/04-14 с приложенными реестром умерших клиентов, оригиналами свидетельств о смерти и сберегательных книжек с невостребованными вкладами на сумму 533 089,78 руб.
Не согласившись с действиями Управления, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу частей 2, 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
До настоящего времени такой закон не принят.
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно части 3 статьи 1153 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, право собственности на выморочное имущество переходит к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства.
Вместе с тем, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, обращаясь в суд с заявленными требованиями сослалось на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", в соответствии с которыми функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, была закреплена за налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Однако позднее Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти" было установлено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2009 N ВАС-6766/09.
Также ТУ Росимущества сослалось на Письмо от 04.12.2008 N ШС-6-3/892, в котором Федеральная налоговая служба разъяснила, что функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на Федеральную налоговую службу России и на Росимущество. При этом функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 закреплена за налоговыми органами, при исполнении которой в соответствии п. 5 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев) в установленном порядке получают налоговые органы.
Согласно подпункту "к" пункта 18 Положения о государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов осуществляют государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.
В то же время требование ТУ Росимущества по настоящему делу предъявлено к УФНС России по Хабаровскому краю, не являющемуся лицом, обязанным получить свидетельства о праве на наследство на вымороченное имущество.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности требования ТУ Росимущества в Хабаровском крае к УФНС России по Хабаровскому краю о возложении на данное управление обязанности, по принятию мер по получению свидетельств о праве на наследство на вымороченное имущество.
В силу статьи 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.
Пунктом 23 главы 2 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28.02.2007 определено, что свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования.
Учитывая эти требования, суд первой инстанции предлагал ТУ Росимущества в Хабаровском крае представить информацию о том, обращались ли самостоятельно (в том числе в иных случаях) в нотариальные органы за получением свидетельства о праве на наследство в отношении вымороченного имущества, имели ли место отказы в выдаче данных свидетельств (с представлением соответствующих доказательств).
Такие сведения заявителем представлены не были, ввиду их отсутствия.
Таким образом, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, являясь органом, наделенным полномочиями принимать вымороченное имущество в порядке наследования, самостоятельно в нотариальные органы за получением данных свидетельств не обращалось.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае в своем заявлении не сослалось на нормы закона, которые Управлением были нарушены, а также не обосновало, каким образом Управлением были нарушены права Росимущества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ссылка ТУ Росимущества в Хабаровском крае на функции налогового органа по осуществлению работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования государству, указанные в пункте 18 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 "О государственной налоговой службе Российской Федерации", несостоятельны.
Указ фактически утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635, которым Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованное затем в Федеральную налоговую службу Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314.
В Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не указаны функции налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Кроме того в силу Приказа Министерства финансов России от 09.08.2005 N 101н, инспекции Федеральной налоговой службы России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, полномочиями собственника федерального имущества не наделены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2013 по делу N А73-406/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2013 N 06АП-2168/2013 ПО ДЕЛУ N А73-406/2013
Разделы:Наследование по закону; Наследственное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. N 06АП-2168/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Любушкина Е.Ю., представитель по доверенности от 15.03.2013 N 5юр/62/3035; Ковалева Е.Ю., представитель по доверенности от 17.04.2013 N 10юр/95/4562.1-08;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Першина Е.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 05-06;
- от третьего лица Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2": Смирнова Н.С., представитель по доверенности от 30.06.2012;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 21.03.2013
по делу N А73-406/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Копыловай Н.Л.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным отказа УФНС России по Хабаровскому краю от 12.11.2012 исх. N 05-22/21184 в получении свидетельства о праве собственности Российской Федерации на выморочное имущество в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб. и об обязании УФНС России по Хабаровскому краю принять меры по получению свидетельства о праве на наследство, на выморочное имущество КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб.
третьи лица Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2"
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее также - ТУ Росимущества в Хабаровском крае, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений в соответствии со статьей 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС по Хабаровскому краю, Управление) о признании незаконными действий по отказу в получении свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб., выраженному в письме от 12.11.2012 исх. N 05-22/21184, и об обязании УФНС по Хабаровскому краю принять меры по получению свидетельства о праве на наследство, на выморочное имущество КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" в виде вкладов на сумму 533 089,78 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" (далее - Дом-интернат N 2, Учреждение).
Решением от 21.02.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что УФНС по Хабаровскому краю действовало в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушая права и законные интересы Российской Федерации, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, указав на то, что у налоговых органов отсутствуют права и обязанности совершать оспариваемые действия; сослались на то, что нотариусы отказывают налоговым органам в выдаче свидетельств о праве на наследство Российской Федерации на вымороченное имущество, а также на то, что позицию нотариальных органов по данному вопросу поддерживают суды общей юрисдикции.
Представитель третьего лица поддержал позицию Управления.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" обратилось в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю с письмом от 04.10.2012 за N 452/04-14 "О принятии вымороченного имущества", в котором сообщило о наличии невостребованных вкладов 19-ти умерших клиентов учреждения, и представило тот же реестр умерших лиц, оригиналы свидетельств о смерти и сберегательных книжек с вкладами на сумму 533 089,78 руб. - для дальнейшей работы по принятию данного вымороченного имущества в доход государства.
ТУ Росимущества по Хабаровскому краю вышеуказанное обращение Дома-интерната N 2 от 04.10.2012 за N 452/04-14 и представленные с ним документы направило в УФНС России по Хабаровскому краю, в письмах от 15.10.2012 N 12545.1-08, от 25.10.2012 N 13151.1-08 Росимущество просило УФНС получить в нотариальном органе свидетельства о праве на наследство на вклады, оставшиеся после умерших клиентов дома-интерната, а также просило после получения свидетельств о праве государства на наследство вымороченное имущество и правоустанавливающие документы передать Росимуществу в лице ТУ Росимущества в Хабаровском крае по акту приема-передачи.
Управление письмом от 12.11.2012 N 05-22/21184 сообщило о невозможности налоговому органу осуществлять действия по принятию выморочного имущества, возвратив ТУ Росимущества в Хабаровском крае письмо КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 2" от 04.10.2012 за N 452/04-14 с приложенными реестром умерших клиентов, оригиналами свидетельств о смерти и сберегательных книжек с невостребованными вкладами на сумму 533 089,78 руб.
Не согласившись с действиями Управления, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу частей 2, 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
До настоящего времени такой закон не принят.
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно части 3 статьи 1153 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, право собственности на выморочное имущество переходит к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства.
Вместе с тем, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, обращаясь в суд с заявленными требованиями сослалось на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", в соответствии с которыми функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, была закреплена за налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Однако позднее Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти" было установлено, что федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2009 N ВАС-6766/09.
Также ТУ Росимущества сослалось на Письмо от 04.12.2008 N ШС-6-3/892, в котором Федеральная налоговая служба разъяснила, что функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на Федеральную налоговую службу России и на Росимущество. При этом функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 закреплена за налоговыми органами, при исполнении которой в соответствии п. 5 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев) в установленном порядке получают налоговые органы.
Согласно подпункту "к" пункта 18 Положения о государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов осуществляют государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.
В то же время требование ТУ Росимущества по настоящему делу предъявлено к УФНС России по Хабаровскому краю, не являющемуся лицом, обязанным получить свидетельства о праве на наследство на вымороченное имущество.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности требования ТУ Росимущества в Хабаровском крае к УФНС России по Хабаровскому краю о возложении на данное управление обязанности, по принятию мер по получению свидетельств о праве на наследство на вымороченное имущество.
В силу статьи 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.
Пунктом 23 главы 2 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28.02.2007 определено, что свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования.
Учитывая эти требования, суд первой инстанции предлагал ТУ Росимущества в Хабаровском крае представить информацию о том, обращались ли самостоятельно (в том числе в иных случаях) в нотариальные органы за получением свидетельства о праве на наследство в отношении вымороченного имущества, имели ли место отказы в выдаче данных свидетельств (с представлением соответствующих доказательств).
Такие сведения заявителем представлены не были, ввиду их отсутствия.
Таким образом, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, являясь органом, наделенным полномочиями принимать вымороченное имущество в порядке наследования, самостоятельно в нотариальные органы за получением данных свидетельств не обращалось.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае в своем заявлении не сослалось на нормы закона, которые Управлением были нарушены, а также не обосновало, каким образом Управлением были нарушены права Росимущества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ссылка ТУ Росимущества в Хабаровском крае на функции налогового органа по осуществлению работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования государству, указанные в пункте 18 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 "О государственной налоговой службе Российской Федерации", несостоятельны.
Указ фактически утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635, которым Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованное затем в Федеральную налоговую службу Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314.
В Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не указаны функции налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Кроме того в силу Приказа Министерства финансов России от 09.08.2005 N 101н, инспекции Федеральной налоговой службы России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, полномочиями собственника федерального имущества не наделены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2013 по делу N А73-406/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)