Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7491

Разделы:
Понятие и основные категории наследственного права; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N 33-7491


Судья Р.Б. Курбановой

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.А. Валишина, судей Е.А. Чекалкиной, Л.М. Мусиной, при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.М. Мусиной гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО21 Д., ФИО22 Д. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 15 мая 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований ФИО23 Д. и ФИО24 Д. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в состав наследственного имущества имущественного права умершей в виде права требования производства частичной оплаты жилого помещения приобретенного наследниками в будущем и возложения обязанности перечисления денежных средств в счет оплаты жилого помещения, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истцов С.Т. в поддержку жалобы, Судебная коллегия

установила:

Д.И., Д.Д. обратились в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в наследственную массу имущественных прав.
В обоснование иска указали, что года умерла ФИО25 Д. Наследниками умершей являются истцы, они обратились к нотариусу с заявлениями об открытии наследства и вступили в права наследования.
После оформления соответствующих прав, наследникам стало известно, что имеется имущественное право, не включенное в наследственную массу.
Так, Д.М. имела право на получение субсидии на приобретение жилья на основании статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
С целью реализации законных правомочий, она обратилась с соответствующим заявлением и была включена в сводный список получателей субсидии.
04 мая 2010 года Исполнительный комитет Апастовского района Республики Татарстан письмом уведомил наследодателя о предоставлении ей субсидии. С этой даты, по мнению истцов, у наследодателя возникло право требования к ответчику исполнить обязательства по предоставлению денежных средств на приобретение жилья.
Однако указанное обязательство не было исполнено ответчиком до даты смерти наследодателя.
Учитывая изложенное, истцы просили включить в наследственную массу умершей Д.М. имущественное право в виде требования выплаты субсидии на приобретение жилья в размере 943200 рублей.
В процессе разбирательства дела представитель истцов заявленные требования уточнил, просил включить в состав наследства право требования произвести частичную оплату жилого помещения, которое будет приобретено наследниками в размере 943200 рублей, и возложить обязанность на ответчика перечислить денежные средства в размере 943200 рублей в счет оплаты жилого помещения.
Представитель ответчика С.Н. с иском не согласилась, пояснила, что указанные права Д.М. наследованию не подлежат, поскольку они неразрывно связаны с личностью.
От третьего лица ОАО "Ак Барс" поступило заявление о том, что банк не имеет возражений относительно заявленных требований, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя банка.
От третьего лица Министерства финансов Российской Федерации поступил отзыв о том, что вопросы, касающиеся выделения и перечисления средств из федерального бюджета определенным категориям граждан отнесены к компетенции Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Суд вынес решение в вышеуказанной формулировке, при этом исходил из того, что средства субсидии не подлежат наследованию, так как право на получение денежных средств, в данном случае, неразрывно связано с личностью гражданина.
В апелляционной жалобе истцы ставят вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что они просили не о включении в наследственную массу права на получение субсидии, а считают, что у наследодателя возникло право требования предоставить денежные средства для приобретения жилья и оно входит в состав наследственного имущества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает необходимым судебный акт отменить.
Как следует из статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В исполнение пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В качестве меры социальной поддержки инвалидам войны пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предоставлено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года Федерального закона "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
На основании пункта 3 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В силу пунктов 6 и 7 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.
Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" определено, после получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:
- договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;
- договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.
Судом первой инстанции установлено, что 04 мая 2010 года Исполкомом Апастовского района Республики Татарстан Д.М. направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере 943 200 рублей.
17 мая 2010 года в исполнение требований, указанных в уведомлении, Д.М. открыла отдельный блокированный целевой лицевой счет для перечисления соответствующей субсидии.
21 мая 2010 года М. продал, а Д.Г., действующая по доверенности от имени Д.Х., приобрела, расположенном на за 990000 рублей. В исполнение достигнутых договоренностей сумма в размере 46800 рублей выплачивалась из личных денежных средств покупателя до подписания договора. Оплата объекта недвижимости в размере 943200 рублей должна была производиться за счет федерального бюджета после поступления денежных средств на блокированный целевой счет, открытый на имя Д.М. в Апастовском филиале ОАО "Ак Барс" Банка путем перевода указанной суммы на лицевой счет, открытый на имя М.
Также судом установлено, что 26 мая 2010 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан была произведена регистрация вышеупомянутого договора купли-продажи, регистрация права собственности Д.М. с регистрацией ипотеки в силу закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Д.Х. при жизни реализовала свое право на получение субсидии, приобрела жилье, зарегистрировав свое право собственности.
года ФИО26 Д. умерла.
Решением Советского районного суда города Казани от 21 октября 2010 года был удовлетворен иск М., предъявленный к наследникам Д.М. о расторжении названного договора купли-продажи и прекращении зарегистрированного права собственности Д.М. в отношении объекта недвижимости.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что средства субсидии в состав наследства не входят, как права неразрывно связанные с личностью наследодателя.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении дела была дана неверная оценка характеру возникшего права.
По смыслу 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, т.е. наследодатель должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни.
Социальные льготы в соответствии с действующим законодательством по наследству не переходят.
Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимым являлось установление того, была ли реализована социальная льгота по приобретению жилого помещения, возникли ли у наследодателя права и обязанности, переходящие по наследству, с какого момента.
Указанная позиция излагается в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 года N 53-В12-4.
Из вышеперечисленных материалов дела следует, что Д.М. при жизни выполнила все требования закона, необходимые для получения субсидии. Право ее на получение денежных средств для приобретения жилья было признано уполномоченным органом на основании поступившего от наследодателя заявления. Она, действуя через своего представителя, открыла счет в ОАО "АК БАРС" БАНКе для зачисления денежных средств, предоставляемых в качестве субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального фонда компенсаций, заключила договор купли-продажи, оформила право собственности.
Тот факт, что сделка купли-продажи была расторгнута в связи с тем, что необходимые денежные средства не поступили в распоряжение продавца, не может иметь негативных последствий для лица, которое все свои обязательства исполнило в полном объеме.
В данном случае Д.М. реализовала правомочие, неразрывно связанное с ее личностью, в полном объеме, оно было признано, у уполномоченных лиц возникла обязанность осуществить соответствующую выплату, с этого времени она могла требовать надлежащего исполнения обязательств. По своей природе такое право следует расценить как имущественное право, которое входит в состав наследственной массы.
Право на наследство истцов подтверждается надлежащими доказательствами, поступившими от нотариуса.
Таким образом, у суда первой инстанции не было правовых оснований для отказа в иске.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. С учетом того, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов дела, Судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым иск Д.И. и Д.Д. удовлетворить.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 15 мая 2012 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Включить право требования к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан произвести оплату жилого помещения, которое будет приобретено ФИО27 Д. и ФИО28 Д. в размере 943200 рублей.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан произвести перечисление денежных средств в размере 943200 рублей в счет оплаты жилого помещения после предоставления ФИО29 Д. и ФИО30 Д. соответствующего договора купли-продажи жилого помещения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)