Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7782/2013

Разделы:
Наследование по завещанию; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N 33-7782/2013


Судья: Мухаметова С.И.
Судья-докладчик: Быкова Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Давыдовой О.Ф.,
судей Жилкиной Е.М. и Быковой Н.А.,
при секретаре Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.Г.М. о признании незаконным Решение ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" от <дата изъята> в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят>; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер изъят>, в части вида разрешенного использования, путем изменения вида разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома" на вид разрешенного использования "под эксплуатацию индивидуального жилого дома",
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" Б. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 июля 2013 года,

установила:

В обоснование заявленных требований Ф.Г.М. указала, что <дата изъята> в соответствии с решением Исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся <номер изъят> был заключен Договор <номер изъят> о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности по <адрес изъят> с Е.Ф..
В дальнейшем построен жилой дом, право собственности на который переходило в <дата изъята> З.Г.П., в <дата изъята> Г.В.И., в <дата изъята> заявителю Ф.Г.М., в <дата изъята> Ф.Н.Н. (матери заявителя), и с <дата изъята> по настоящее время в порядке наследования по завещанию заявителю Ф.Г.М.
В настоящее время жилой дом, построенный Е.Ф.Ф. на участке, предоставленном в бессрочное пользование по Договору <номер изъят> и имеющий <адрес изъят> значится под <адрес изъят>, что подтверждается справкой о соответствии адресов.
Таким образом, Ф.Г.М. принадлежит на праве собственности жилой дом, находящийся на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование.
В соответствии с п. 9.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного бессрочного пользования, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Заявитель с целью регистрации права собственности в "упрощенном порядке" на земельный участок по <адрес изъят>, обратилась к заинтересованному лицу. Ей было разъяснено, что в настоящее время по кадастровому учету земельный участок значится под видом использования - "под строительство индивидуального жилого дома" и необходимо вначале поменять вид разрешенного использования - "под эксплуатацию индивидуального жилого дома".
<дата изъята> заявитель обратилась с заявлением к заинтересованному лицу об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым <номер изъят> в связи с изменением вида разрешенного использования и изменением сведений об адресе участка.
<дата изъята> заинтересованное лицо отказало в кадастровом учете указанных изменений по следующим причинам:
- - по изменению адреса - в связи с тем, что адрес участка уже изменен с <адрес изъят> на <адрес изъят>;
- - по виду разрешенного использования - в связи с тем, что не представлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на земельный участок.
Не оспаривая отказ в части изменения адреса, заявитель не согласна с отказом в части изменения вида разрешенного использования по следующим причинам.
При подаче заявления были представлены следующие документы: документ, подтверждающий ее право собственности на жилой дом (Свидетельство о праве собственности в порядке наследования по завещанию), документ, подтверждающий предоставление Е.Ф.Ф. земельного участка в бессрочное пользование (нотариально заверенный договор <номер изъят>), документ подтверждающий переход права собственности на дом и права на участок с Е.Ф.Ф. на Ф.Г.М. (историческая справка).
Право собственности на жилой дом у заявителя возникло в <дата изъята>, в соответствии с действующим в то время Земельным кодексом РСФСР "при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками" (ст. 37 Земельного кодекса РСФСР). Таким образом, с <дата изъята> к заявителю перешло право бессрочного пользования спорным земельным участком, предоставленном по договору <номер изъят>.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Предоставленных заявителем документов при подаче заявления заинтересованному лицу достаточно для установления права заявителя на бессрочное пользование земельным участком и право внесения изменений в кадастровый учет участка.
Заинтересованное лицо вынесенным решением нарушило права заявителя в части возможности внесения изменений в кадастровый учет в качестве землепользователя, а также воспрепятствовал заявителю в осуществлении ее прав на приобретение земельного участка в собственность в "упрощенном порядке", что нарушает права Ф.Г.М. на владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
На основании изложенного Ф.Г.М. просила признать незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" <дата изъята> в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>, в части вида разрешенного использования, путем изменения вида разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома" на вид разрешенного использования "под эксплуатацию индивидуального жилого дома".
Решением суда от 1 июля 2013 года заявление Ф.Г.М. удовлетворено частично. Суд постановил:
Признать решение ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" <дата изъята> в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят> незаконным.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" устранить нарушения права Ф.Г.М. путем рассмотрения поданного заявления в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" Б. просит отменить решение суда как неоснованное на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела и на нормах действующего законодательства.
В обоснование доводов указывает, что в нарушение ч. 3 ст. 198 ГПК РФ, описательная часть решения не содержит указаний на письменные и устные возражения заинтересованного лица об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка, о процедуре установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка и иных доводов и возражений. В результате судом не выяснены обстоятельства дела, что повлекло принятие неправомерного решения. В нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ мотивировочная часть решения не содержит доводов, по которым суд отвергает те или иные доказательства, следствием чего явилось полное игнорирование судом правовой позиции органа кадастрового учета по вопросам кадастрового учета объекта недвижимости, что привело к неправильному применению норм материального права. В решении суда отсутствует правовой анализ документов, в результате которого суд сделал необоснованный вывод о том, что предоставленные документы достаточны для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят>.
Для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка заявителем представлены: заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости, доверенность, свидетельство о праве на наследство по завещанию на домовладение, историческая справка, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, заключенный с Е.Ф.Ф. В государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с указанным кадастровым номером внесены на основании оценочной описи, утвержденной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области <дата изъята> с характеристиками: <адрес изъят> Сведения о правообладателе в виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка в государственном кадастре недвижимости не содержится. Согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие ГрК РФ" принятие решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид возложены на органы местного самоуправления. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть предоставлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка. Доказательств, свидетельствующих об изменении в предусмотренном законом порядке вида разрешенного использования земельного участка с "под строительство индивидуального жилого дома" на "под эксплуатацию индивидуального жилого дома" в материалах дела отсутствуют.
В письменных возражениях на жалобу представитель заявителя Ф.Г.М. В.И.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.А., пояснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" З. поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя заявителя В.И.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отказ в удовлетворении заявления, возможен только в случаях если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. (ст. 2 Закона о кадастре)
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета (ст. 3 Закона о кадастре).
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ст. 4 Закона о кадастре).
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие (помимо иных) сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (ст. 7 Закона о кадастре).
Согласно ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судом установлено, что <дата изъята> в ФГУП "ФКП Росреестра по Иркутской области" обратилась Ф.Г.М. с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым <номер изъят> в связи с изменением вида разрешенного использования и изменением сведений об адресе участка. Просила изменить разрешенное использование с "под строительство индивидуального жилого дома" на "под эксплуатацию индивидуального жилого дома". К заявлению приложены: копия архивной выписки, копия договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, копия свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Обжалуемым решением ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" от <дата изъята> Ф.Г.М. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и рекомендовано устранить противоречия в сведениях о площади между представленным документом и кадастровыми сведениями. Представить копию документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости.
Удовлетворяя требование Ф.Г.М. о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" <дата изъята> в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер изъят> расположенного по <адрес изъят>, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, в силу которой не связан основаниями и доводами заявленных требований, обоснованно исходил из того, что к заявлению от 25.04.2012 Ф.Г.П. приложила документы, которых достаточно для решения вопроса о наличии у нее прав на бессрочное пользование земельным участком по <адрес изъят>, в связи с чем отказ ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" в части внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости по основанию непредставления документов, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>) является незаконным и нарушает права заявителя на внесение изменений в кадастровый учет.
Доводы жалобы об отсутствии в описательной части решения указаний на письменные и устные возражения заинтересованного лица об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка, о процедуре установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка и иных доводов и возражений, в результате чего судом не выяснены обстоятельства дела, что повлекло принятие неправомерного решения, отвергаются судебной коллегией, поскольку указанные возражения приобщены к материалам дела и в тексте решения суда имеется на них ссылка. Доводы жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих об изменении в предусмотренном законом порядке вида разрешенного использования земельного участка с "под строительство индивидуального жилого дома" на "под эксплуатацию индивидуального жилого дома" не влекут отмену решения, поскольку основанием к вынесению обжалуемого решения ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" послужило отсутствие документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости, а не отсутствие в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка и свидетельствующего об изменении в предусмотренном законом порядке вида разрешенного использования земельного участка с "под строительство индивидуального жилого дома" на "под эксплуатацию индивидуального жилого дома".
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит иных заслуживающих внимание доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области" Б. без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА

Судьи
Е.М.ЖИЛКИНА
Н.А.БЫКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)