Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-128

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N 33-128


Председательствующий: Штанакова Т.К.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Антуха Б.Е., Сарбашева В.Б.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы Каракокшинского сельского поселения Ш. на решение Чойского районного суда Республики Алтай от 21 декабря 2012 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Чойского района Республики Алтай.
Обязана Администрация муниципального образования "Каракокшинское сельское поселение" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, квартир, расположенных по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., апелляционная коллегия

установила:

Прокурор Чойского района обратился в суд с требованиями (с учетом подачи последующих исковых заявлений) к администрации муниципального образования "Каракокшинское сельское поселение" о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: <адрес> мотивируя тем, что указанные квартиры не числятся в федеральной, муниципальной, частной собственности, не состоят на балансе юридических лиц, следовательно, являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Администрация муниципального образования "Каракокшинское сельское поселение", как орган местного самоуправления, не выполняет обязанности, вытекающей из законодательства РФ. Вопрос об учете бесхозяйных квартирах не решен, собственники не определены, и мер, направленных на их определение, не принимается.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятия нового решения просит в апелляционной жалобе глава Каракокшинского сельского поселения Ш. В обоснование жалобы указывает, что нормативно-правовые акты конкретно не определяют, что заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества подается органами местного самоуправления сельских поселений, следовательно, заявление вправе подать и органы местного самоуправления муниципального района, так как данные квартиры находятся на территории муниципального района. Кроме того, у муниципального района может иметься специализированный жилой фонд, так как имеются полномочия по обеспечению жильем определенной категории граждан. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сельские поселения владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, а следовательно, на них не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственностью. Согласно ст. 225 ч. 3 ГК РФ, орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Судебный порядок возложения на МО таких обязанностей не предусмотрен законом. Суд, установив три квартиры как выморочное имущество, ограничил права органа местного самоуправления на приобретение данного выморочного имущества сразу в муниципальную собственность, так как только по истечении года после подачи заявления признается права собственности. А в соответствии со ст. 1151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года, в орган местного самоуправления выморочное имущество в виде расположенного на территории соответствующей территории жилого помещения переходит в муниципальную собственность в порядке наследования по закону без всякого оформления наследственных прав и государственной регистрации. В данном случае, должно было бы рассматриваться требование прокурора об обязании подать заявление в регистрирующий орган на регистрацию права муниципальной собственности на выморочное имущество.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Кулееву Л.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене в части обязания Администрации муниципального образования "Каракокшинское сельское поселение" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а в остальной части решение законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части квартиры <адрес>, а в остальной части подлежащей оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. п. 4 - 5 Постановления Правительства РФ N 580 от 17.09.2003 года "Об утверждении положения о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества, которое не имеет собственников, или собственники которых не известны, или от права на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном ст. ст. 222 и 236 ГК РФ, осуществляется на основании предоставленного в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Данные нормы закона закреплены и в статье 4 п. п. 6 Устава муниципального образования Каракокшинское сельское поселение Чойского района Республики Алтай.
Судом установлено, что владелец квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Д. умер 29.12.1994 года, владелец квартиры расположенной по адресу: <адрес>, Н. умерла 04.10.1999 года, владелец квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Т. умерла 29.05.1996 года. На баланс Администрации МО "Каракокшинское сельское поселение", в собственность Республики Алтай, в федеральную собственность данные квартиры не передавались, а также сведения о них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Таким образом, суд, удовлетворяя требования прокурора, правильно исходил из того, что поскольку указанные квартиры являются бесхозяйными, отсутствие собственников таких квартир препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, их безопасность и сохранность.
В этой связи следует признать правильным вывод суда о возложении обязанности на администрацию Каракокшинского сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорных бесхозяйных квартир, поскольку данная обязанность вытекает из вышеизложенных норм закона. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных квартир на Администрацию Каракокшинского сельского поселения, как орган местного самоуправления, является верным.
Доводы жалобы о том, что суд, установив три квартиры как выморочное имущество, ограничил право органа местного самоуправления на приобретение данного выморочного имущества сразу в муниципальную собственность, являются несостоятельными, поскольку с момента выявления бесхозного имущества до момента принятия судом решения суда (более 10 лет) меры по учету бесхозяйных квартир ответчиком не принимались. С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о необходимости в судебном порядке возложить на администрацию сельского поселения соответствующую обязанность.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Из материалов дела следует, что собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, согласно договора купли продажи от 28 апреля 1994 года является, З..
Удовлетворяя требования прокурора в части обязания администрации Каракокшинского сельского поселения обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества указанной выше квартиры, суд первой инстанции исходил из того, что З. с момента покупки в квартире не проживала, мер по содержанию квартиры не принимала, то есть устранилась от владения, пользования и распоряжения имуществом, без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Данные выводы суд первой инстанции являются необоснованными, поскольку спорный объект недвижимости имеет владельца, доказательства отказа от собственности З. в материалах дела отсутствуют, и в силу изложенных выше обстоятельств его нельзя признать бесхозяйным, основания для удовлетворения заявления прокурора отсутствуют.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора об обязании администрации Каракокшинского сельского поселения обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия считает необходимым по основаниям ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда в части удовлетворения требований прокурора в части обязания администрации Каракокшинского сельского поселения обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Чойского районного суда Республики Алтай от 21 декабря 2012 года отменить в части обязания Администрации муниципального образования "Каракокшинское сельское поселение" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принять в этой части новое решение, которым в иске прокурора об обязания Администрации муниципального образования "Каракокшинское сельское поселение" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Каракокшинского сельского поселения Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
Б.Е.АНТУХ
В.Б.САРБАШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "NASLEDSTVO.SU | Наследственное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)